Рубаха женская славянская: выкройка русского платья, как сшить самой

Выкройка и пошив славянской повседневной рубахи. Мужские традиционные рубахи были обычно туникообразными. Они шились из полотнища ткани перегнутого пополам — так сразу образовывалась спинка и перед. Посередине делалось круглое отверстие для головы и небольшой надрез посередине переда. К верхней части перегнутого пополам полотнища пришивались рукава длинные, сужающиеся к запястью. С боков в стан рубахи вшивались два куска холста-бочки — они могли быть прямыми или косыми. 

Между рукавами и бочками под мышкой вставлялись ромбические или квадратные куски ткани — ластовицы ,которые иногда выполнялись из другой ткани и другого цвета. Ластовицы обеспечивали свободу движения.

А так же их легко было заменить в случае износа на новые. С изнаночной стороны мужской рубахи в верхней ее части подшивалась подоплёка.

– второй слой ткани, который предохранял от испревания и продлевал срок ношения рубахи.

Будничные рубахи не орнаментировались, праздничные имели вышивку по подолу, низу рукавов, воротнику. Мужская рубаха носилась на выпуск и обязательно подпоясывалась.

Материалы, которые нам понадобятся: Льняная ткань 2 м при ширине 150 см.

Нитки мулине, если предусмотрена вышивка 3-4 мотка Швейные нитки в тон ткани Пуговица Технология изготовления: Выкроить детали с учетом долевой нити: Центральное полотнище – 1 деталь со сгибом по утку боковые клинья – 2 детали, ластовицы – 2 детали, рукава – 2 детали (перед раскроем лучше еще раз снять мерку: от края плеча и вниз до начала большого пальца на руке.) Обработать разрез у горловины бейкой. Обработать горловину рубахи бейкой или оформить маленький воротник-стойку. Притачать детали рукавов к рубахе, совместив середины боковых сторон центрального полотнища рубахи и середину верхних срезов рукавов. На деталях боковых клиньев в верхней части по центру сделать разрез длиной 10 см (по размеру ластовицы), затем притачать боковые клинья к спинке и полочке рубахи, верхние срезы боковых клиньев соединить с деталями рукавов. Втачать ластовицы (две стороны ластовицы соединяются с разрезами в боковых клиньях, две другие – со срезами рукавов). Стачать швы рукавов, обработать низ рукавов швом «вподгибку с закрытым срезом». Обработать низ рубахи швом «вподгибку с закрытым срезом». На горловине оформить застежку из нитяной петли и пуговицы Выполнять ВТО (влажно-тепловая обработка) швов на каждом этапе.

Надеюсь материал будет вам полезен, дорогие мои читатели!

Источник: http://www.slavianin.ru/remeslenichestvo/vyshivka/kak-poshit-drevnerusskuyu-rubahu-vykroyki.html

Крой народного костюма

Главная → Крой народного костюма

    • юбка и понёва
    • обучение
    • шитьё
    • одежда
    • женский костюм
    • книги
    • выкройка

    Издательство: Академия.

    Серия: Непрерывное профессиональное образование.

    В серии выходят книги для обучения портновскому делу: изготовление и поузловая обработка женский юбок, лёгкий женский костюм, и т.д.

    Рассмотрен комплекс мероприятий по выбору модели юбки, построению ее чертежа и моделированию конкретной конструкции, пошиву юбки с использованием разнообразных приемов и способов обработки. Описаны инструменты и приспособления для выполнения ручных швейных работ, технические условия на выполнение машинных работ, разновидности юбок и способы их поузловой обработки.

    • крой народного костюма
    • народный костюм
    • русский народный костюм
    • шитьё
    • обучение

    Сегодня возрос интерес к народному костюму. Многие участники наших курсов проводят мастер-классы, бывают на всевозможных ярмарках и фестивалях народного творчества. У них возникает естественное желание сроднится с атмосферой, надеть подобающую одежду – народный костюм. Как сшить такой костюм: удобный и в то же время максимально приближенный к старинному? Предлагаю потрудиться для себя любимой на курсе дистанционного обучения Народный костюм на выхвалку. За основу будут взяты этнографические костюмы Поволжья из фондов музея.

    • крой народного костюма
    • сарафан

    Выкройка сарафана, славянская традиция.

    • крой народного костюма
    • выкройка
    • русский народный костюм

    Схема кроя мужских портов.

    • крой народного костюма
    • выкройка
    • рубаха

    Славянская традиция.

    • крой народного костюма
    • выкройка
    • рубаха

    Славянская традиция.

    • крой народного костюма
    • выкройка

    БОРЫ — сборки на многих видах женской и мужской одежды, преимущественно на верхней и нагруд­ ной, сшитой с отрезной по талии или в области лопаток спинкой.

    В некоторых видах одежды, например на душегрейках, шугаях, боры закла­ дывались с подкладкой и куделью, проложенной для тепла, образуя плотные трубки.

    Боры распо­ лагались сзади вниз от талии или шли вокруг талии, расширяя нижнюю часть одежды.

    • крой народного костюма
    • девичий костюм

    Основным русским женским народным свадебным костюмом XIX — начала XX в. для всего Севера, Приуралья и Поволжья был комплекс одежды с сарафаном.

    Девушек брачного возраста особенно наряжали не только в праздники, но и в будни. Крестьянская молодежь знакомилась и встречалась на посиделках, «игрищах». Во многих местах России зимой и летом вплоть до начала XX в. устраивались своеобразные смотрины невест, сопровождавшиеся часто народными гуляниями.

    • крой народного костюма
    • рубаха

    Венчальная рубаха («калинка», «долгостанец», «исцеленница») как часть свадебного наряда являлась символом невинности невесты.

    На Русском Севере был известен «венчальный вороток» — верхняя часть рубахи с пышными, до локтя рукавами или с длинными, суживающимися книзу так называемыми «плакальными»рукавами, достигавшими в длину до 130 см. Широко бытовали также венчальные рубахи с рукавами не длиннее руки. Они могли суживаться к кисти, иметь клинья или быть собранными в сборки под манжеты или обшивки с оборочками по краям.

    • крой народного костюма
    • украшения

    Территория Алтайского края заселялась в несколько этапов на протяжении двух веков. Поселенцы из южных и северных областей привозили с собой обычаи своих родных мест. Этим объясняется интересное смешение традиций, как в костюме, так и в отдельной его масти — украшениях.

    Наиболее ранние исследования показывают, что комплекс украшений был весьма разнообразен и интересен. В него входили плетеные из бисера и стекляруса ряски и гайтаны, разнообразные бусы, цепочки, серьги, кольца и брошки. Такие архаичные формы украшений как гайтан и ряска связывают алтайских старожилов с южно-великорусской традицией.

  • Народный костюм
  • Контакты
  • Пользователи
  • Словарь

Авторский проект NARODKO.RUКопирование материалов — только при согласовании и указании ссылки на сайт.

Источник: http://www.narodko.ru/article/kroy/

IVANKA.CLUB

Опубликовано: 25.07.2016

Как сшить русскую мужскую рубаху: обязательные элементы традиционного кроя косоворотки

Современной модой всё более востребован славянский стиль одежды. Главный элемент гардероба в этом стиле — русская народная рубаха, самый старый по возникновению и особенно символический наряд. Более поздний её вариант — косоворотка мужская — появился в XV веке, популярен стал в XIX веке, вытеснив прежние фасоны.

Рубаху носили мужчины, женщины, дети. В глубокой древности она была одинакова для всех, только мужская — до колена, женская — до полу, детская — ниже колен. Её подпоясывали и поддёргивали, обеспечивая свободу движения.

Крой древней рубашки

Конструкция прото рубахи — самая простая. Полотнище ткани сгибают по утку, на сгибе прорезают горловину, которая в дальнейшем оформляют без воротника (голошейка) или с небольшой стойкой (более поздний тип), с планкой посередине груди. По бокам тулова, или становины, делают вставки — бочкИ.

Они необходимы для свободного облегания. Тканные на кроснах полотна были от  40 до 80 см, что не позволяло получить нужную ширину изделия. Нехватку компенсировали вставками.

Рукава кроили прямые. Под мышкой их соединяли со становиной и бочками ластовицей квадратной формы. Ластовица обеспечивала комфорт в движении: если поднять руку, за ней не потянется вся рубашка.

Процесс раскроя, пошива регламентировали правила. Главное касалось ворота. Полотняный кусок при вырезе горловины вынимали исключительно через внутреннее пространство изделия. Странное, на первый взгляд, движение портнихи диктовали соображения безопасности.

Движение вовнутрь, к человеку означало сохранение, преумножение сил, здоровья, наружу — растрату. Поверье сохранилось до наших дней в двух известных вариантах: нельзя надевать одежду изнаночной стороной вверх, нельзя лить воду, другие полезные жидкости «от себя» — только по направлению к себе.

Простой крой сформировали не ограниченные возможности — в шитье мастерству деревенских портних могла позавидовать городская модистка. Прямоугольные детали экономили дорогой по вложенному труду холст, единственный «обрезок» — ткань полукруглой горловины — не выбрасывали, а прикладывали на заплаты.   

Косоворотка мужская — исторический крой

Народная рубашка с косым воротом возникла в средние века. Причину появления объяснить модным веяниями нельзя: в древности всё определяла целесообразность. Д. С.

Лихачёв высказал предположение, что косой ворот не давал нательному крестику — предмету очень личному, не предназначенному напоказ, вываливаться в пройму во время работы.

Мысль академика подхватили другие исследователи народной культуры как единственно объективную для крестьянского быта.

Сегодня рубаха с косым воротом — модный элемент гардероба. Удивительно, но женщины, девушки косоворотку купить хотят даже чаще, чем мужчины: их привлекает красота узора, актуальный крой, комфорт наряда. Это нельзя считать отходом от традиции: русская народная рубаха вернула своё древнее универсальное предназначение, свойственное ей изначально.

Если вы владеете основами шитья, то косоворотку можно сшить самостоятельно. Далее я расскажу как на примере старого (до XIX века) фасона, реконструированного по одежде алтайских старообрядцев.

Элементы рубашки, раскрой

Все элементы прямоугольные, потому для их раскроя достаточно высчитать длину и ширину.

  • Становина (тулово): от полотна отрезают цельный кусок (стену) в 2 длины изделия.
  • Бочки. Длину бочка высчитывают по формуле: от длины изделия отнять длину проймы. Ширина бочка составляет: при ширине становины 40 см — 60 см, 60 см — 45 см, 80 см — 30 см. Размеры даны приблизительные, для традиционного изделия их высчитывают так, чтобы общая ширина рубахи была 1 м ± 10 – 15 см. Если вам настолько свободное облегание ни к чему, просто выберите собственный комфортный вариант.
  • Рукава традиционно делали шириною 60 см для проймы глубиной 30 см. Длину рассчитывали так: от длины руки отнимали ширину плеча, что для мужчины с размером 48 – 50 составляло 70 см.
  • Ластовица кроилась квадратом 15 на 15 см, при необходимости — больше, до 20 на 20 см.

Народная рубашка: сборка

Сначала сшивают становину с бочками. Складывают становину пополам, находят середину, вырезают горловину, отложив по 2 см вперёд и назад.

Читайте также:  Твид (ткань): что это такое, описание материала, состав и свойства

Далее сшивают рукава, оставляя свободный край для пристрачивания ластовицы. На них нашивают становину, а после рукава нашивают на бочки, втачивают вставку-ластовицу. При желании на рукавный шов пристрачивают проставку — декоративную ткань красного цвета, часто с вышивкой. В былые годы, когда косоворотка мужская изнашивалась, проставку отпарывали, чтобы использовать в новом изделии.

Далее обрабатываем горловину косой бейкой, отделываем кумачом, пришиваем пуговицы или крючки. На концах рукавов закладываем мелкие складки по 0,5 см, направляя вперёд, обшиваем край тесьмой или ярким тканьём.

Подол рубахи подрубаем, отделываем «полянкой» — вышитой проставкой — или просто тесьмой, яркой тканью.

Несмотря на простоту кроя, не у всех даже опытных швей русская народная рубаха выходит как должна с первого раза. Не стоит отчаиваться — с опытом всё получится. Вдохновиться вам поможет ассортимент магазина «Иванка», где косоворотки и рубахи в славянском стиле представлены многообразно: от самых древних фасонов с прямой прорезью на груди до сложных поздних вариантов.

Источник: https://ivanka.club/blogs/ivanka-sarafan-kosovorotka/russkaya_rubaha_kosovorotka

Как сшить мужскую крестьянскую рубаху

:

Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Языковеды пишут, что её название происходит от корня «руб» — «кусок, отрез, обрывок ткани» — и родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать». Надо думать, история славянской рубахи действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом. Потом спинку и передок стали сшивать, добавили рукава. Учёные называют такой покрой «туникообразным» и утверждают, что он был примерно одинаковым для всех слоев населения, менялся только материал и характер отделки. Простой народ носил в основном рубахи из льняного полотна, для зимы иногда шили их из «цатры» — ткани из козьего пуха. Богатые, знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шёлка, а не позже XIII века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань. На Руси её называли «зендень». Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали, при этом поддёргивая, так что получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Учёные пишут, что рубахи горожан были несколько короче крестьянских. Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено.На основе этнографических данных 18-20 вв., Г.С. Маслова четыре основных типа мужских рубах:

  1. Туникообразная.
  2. С прямыми поликами.
  3. С узкими нашивками на плечах.
  4. На кокетке.

Туникообразный покрой мужской рубахи — наиболее древний из известных нам кроев и вместе с тем наиболее распространенный покрой. Различают два типа туникообразной рубахи: «с бочками» и «без бочков». Рубаха «с бочками» образуется из полотнища ткани перегнутого по утку ( на месте сгиба прорезается ворот); к центральному (среднему) полотнищу пришиваются прямые полотнища, образующие «бочки» и рукав прямого покроя.

Туникообразная рубаха «с бочками» имеет несколько вариантов:

  • С прямыми цельными бочками;
  • со скошенными боковыми полотнищами (более поздняя форма, вытиснившая рубаху с прямыми бочками);
  • с бочками, выкроенными «по-топорному» или «в замок» (в северных регионах);
  • с боковыми клиньями, вставленными с каждой стороны сзади между средним и боковыми полотнищами, при этом прямые бочки, расширенные вставкой клиньев, пришивались в сборку (начало 20 в. на Алтае);
  • «колошкой». Особенность ее покроя в том, что боковые полотнища перегибаются на плечах так же, как центральное. Она имеет прямые рукава и прямой разрез ворота без воротника;
  • туникообразная рубаха без бочкой из одного перегнутого широкого полотнища. Такие рубахи изготовляли преимущественно из фабричной ткани, рубаху с бочками изготовляли из домотканого холста.

Сорочки из одного перегнутого полотнища холста. Изготовлялись в Закарпатье, имели специфичный покрой рукавов, пришитых в сборку.Рубахи туникообразного покроя изготовлялись с прямым или косым разрезом на груди; без воротника «голошейка» или с воротником «стойка». «Голошейку» я прямым разрезом на груди считают наиболее древней. Косой разрез делали слева, часто рубаху дополнял воротник «стойка», застежка на пуговицы.Мужские рубахи шили из домотканого холста, сохранявшего натуральный цвет волокон, поэтому такие рубахи обязательно орнаментировались. Из поколения в поколение передавались узоры вышивки или ткачества, они не были случайными. Случайность в орнаменте появилась в конце 19-начале 20 века в местах, где было сильное влияние города (Московская обл.).В древние времена люди передавали свой мир, свои представления о нем, свои отношения с миром условным изобразительным языком. Это была первая система кода, изобретенная человеком и имевшая для него магический смысл.Как отмечает Б.А. Рыбаков, в творчестве древних существовали и состязались друг с другом два принципа: более древний магический и приходящий ему на смену эстетический.

Рубаха в глазах наших предков обладала магической силой: защищала наиболее уязвимые части тела — шею, ноги, руки. Поэтому и покрывали орнаментом-оберегом горловину, низ рукавов, подол рубахи. Они и являются местами традиционного расположения орнамента.

Ластовица также могла являться цветной декоративной деталью. Наряду с узорным ткачеством и вышивкой в качестве декора широко применялись тесьма, блестки, позумент, пуговицы, бисер, полоса кумача.

По богатству украшений мужская праздничная рубаха иногда не уступала женской.

Рисунок материала для мужской рубахи

  • Без рисунка домотканая холстина, цвет натуральный;
  • Красная, бордовая, темно-красная, темно-боровая однотонная;
  • Клетка мелкая, цвет: сочетание белый — красный, темнобордовый — черный;
  • Полоска мелкая, цвет: голубой — белый, красный — черный — желтый, бордовый — черный;
  • Цветной набивной рисунок, цвет: красный, черный, пестрый, мелкий узор.
  • Мужской костюм старообрядцев Алтайского края
  • Рубаха
  • Расход ткани 3.5м

До нашего времени дошли только те образцы мужского костюма старообрядцев Алтайского края, которые сохранились в коллекциях краеведческих музеев. Поэтому мы можем рассмотреть их менее детально, но с полным описанием традиционного кроя. Древнерусские мужские рубахи были также прямого покроя туникообразной формы и кроились из перегнутого пополам полотнища. Рукава делались узкими и длинными. Названия некоторых деталей мужской рубахи сходно с названиями в женской рубахе: становина, рукава, ластовицы (см. рис. 17).Для пошива рубахи чаще всего использовался домотканый холст (см. Раскрой рубахи), позднее — покупные ткани: кумач, сатин, шелк (см. Раскрой рубахи с кокеткой). На холщовых рубахах проставки, отделка ворота, рукавов и низа рубахи делались из кумача, Отделка выполняла как декоративную функцию, так и символическую — как оберег. Верх рубахи делался на подкладе.Мерки:Длина Изделия — от середины шеи, по спине, на 20-25 см выше колена. Объем Шеи, Длина Руки — от шеи до середины запястья, Объем Кисти — меряется с подогнутым большим пальцем.Раскрой рубахи: См. рис. 18. Ткань — домотканый холст (ширина 40см).

Последовательность шитья рубахи:

  1. Сшить становину с бочками, швы на бочках расположить сзади. Сложить бока, отметить середину. Заложить складки под мышками (односторонние 0.5-0.7см). Количество складок должно быть одинаково спереди и сзади. Складки закрепить строчкой и вышивкой (мелким крестом или зигзагом) вдоль каждой складки.
  2. Определить середину полотнища. Отложить 1.5-2 см вперед и назад, вырезать горловину.
  3. Сшить два полотнища рукава. Шов на переднюю сторону.
  4. Нашить становину на рукав, рукав на бочок.
  5. Нашить широкую проставку (до 5см). Шов проставки должен совпадать со швом соединения становины и бочка.
  6. Ластовицу вшить «в надсечку». На нее нашить рукава и бочка. Уголки пришить вручную.
  7. Конец рукава по всему периметру заложить в складки 0.5- 0.7см, направленные вперед. Обшить тканьем или тесьмой.
  8. Горловину и вырез отделать кумачом по косой бейке. Вырез (около 20см ) должен составлять квадрат с горловиной. Квадрат украсить вышивкой.
  9. Обработать низ рубахи. Отделка «полянкой» рубахи. Застежка на левую сторону. Вышивка в квадрате по переду (возможно до пояса). Проставка кумачом, тесьмой по всему шву соединения становины с бочками. Ширина бочка 40см (без шва). Ширина рукава 40 см с клином (см. рис. 19). Низ рубахи отделывается лентой или контрастной тканью.

Застежка на правую сторону. Вышивка в квадрате по переду. Проставка из тканья по рукаву может быть вышитая. Свадебная рубаха украшалась мелким кружевом на конце рукава. Низ рукава отделывается кумачом или контрастной тканью, позднее — тесьмой. Если набраны складки то вышивкой по складкам. Низ рубахи отделывается лентой или контрастной тканью.

Раскрой рубахи с кокеткой:

См. рис.20 Ткань — сатин (ширина 60см). Расход ткани 3.5м. Кокетка кроится вдоль ткани, длина 50см (перегибается пополам). Ширина бочка 30см, если мужчина полный, то можно 60см. Воротник- стойка высотой 4-4.5 см. Планка шириной 2.

5-З см — отделка на вырез. Рукава из целого полотнища с треугольным или трапецевидным клином (шир. 15 см).

Последовательность шитья:

  1. Сшить полотнища рукавов. Собрать складки на плечах односторонние или встречные. Шов на рукаве расположить на переднюю сторону.
  2. Собрать складки на бочках, так, что бочок уменьшится до 5-6см. Сшить становину и бочка.
  3. Кокетку нашить на рукав, потом на становину, так, чтобы шов кокетки совпал со швом становины.
  4. Ластовицу вшить «в надсечку». На нее нашить рукава и бочка. Уголки пришить вручную.
  5. Конец рукава по всему периметру заложить в складки 0.5- 0.7см, направленные вперед. Обшить тканьем или тесьмой.
  6. Пришить воротник и планку. Сделать вышивку.
  7. Обработать низ рубахи.

Отделка рубахи

Кокетку можно сделать на подкладе. На плечах делается рамка из контрастной ткани, которая ограничивает складки. Рамка с вышивкой, можно по складкам. Вышивка по воротнику и планке, можно вышить квадрат. Вышивка по периметру кокетки, можно отделать тесьмой.

На конце рукава можно сделать односторонние складки, можно бантики. Отделка контрастной тканью или тесьмой. Вышивка по складкам бочков или на тряпочке, которая нашивается на складки. Можно оформить рамку 5×15 см с вышивкой по складкам. Низ отделать лентой или контрастной тканью.

Читайте также:  Полиуретан (ткань): что это такое, отличие от полиэстера, экокожи и холлофайбера

Ворот рубахи

Ворот — рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего одеяния: движение «внутрь» обозначало сохранение, накопление жизненных сил, «наружу» — затрату, потерю. Этого последнего всячески старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду.

По мнению древних, следовало так или иначе «обезопасить» ee необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы.

Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии. Эта тема поистине необъятна, ей посвящено огромное количество научных трудов Славянские рубахи не имели отложных воротников.

Иногда удаётся восстановить нечто похожее на современную «стоечку». Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева.

Легко догадаться, что ворот был особенно «магически важной» деталью одежды — ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой (иногда содержавшей — конечно, у тех, кто был в состоянии себе это позволить, — золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни), что со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды — «ожерелье» («то, что носят вокруг горла») или «оплечье». Его пришивали, пристёгивали или вовсе надевали отдельно. В разделе Украшения подробнее рассказано об охранительном смысле украшений и о том, почему при маломальском достатке люди старались обзавестись золотом и благородными камнями и не прятали их в сундук, а размещали на одежде и на собственном теле.Здесь я буду отчитываться о проделанной мною работе. Заодно можно посчитать какое количество времени потребуется для того, чтобы сшить мужскую рубаху. (и, конечно, поучиться на ошибках) Начала шить рубаху по этой схеме. Для этого мне понадобились:

  • 2 метра белого льна
  • 0,5 метров красного льна. Пойдёт на ластовицы. На самом деле материала нужно совсем чуть-чуть — 16х32 — учитывая загибы по 1 см.

Для вышивки: «мулине» красного цвета. Выбирается узор и вышивается гладью (лучше счётной), тамбуром или крестиком. Также имеют место быть комбинированные техники.Выкройка очень проста, 95% всей работы занимает вышивка, но и она не такая уж и сложная. Кырка, к тебе обращаюсь. Для экономии материала предлагаю вот такое расположение полотнищ.Затем, страшно, конечно, но всё надо вырезать. А теперь о вышивке. Рукава можно смело вышивать, а всё остальное только после того как рубаха уже сшита (для того чтобы не нарушить рисунок). Моя вышивка на рукаве:Изнанка вышивки должна получиться тоже более менее красиво. Узелков делать нельзя! Считается, что узлы делаю для порчи (мне так сказали) . А мы портить никого не хотим,тем более, что без узелков даже удобнее. Все нитки заправляем в в сам узор с изнаночной стороны. Он не распустится, бояться нечего.

Источник: https://www.perunica.ru/rukodelie/561-muzhskaya-rubaxa.html

Выкройка русской женской рубахи под сарафан

27.03.2017

Женская рубаха — основа как повседневного, так и праздничного костюма русской женщины. Рубаху начинали носить с раннего возраста. Собственно, рубашка и составляла всю одежду маленьких мальчиков и девочек у наших предков. По ходу взросления дети надевали поверх рубашки женский русский сарафан.

Рубахи украшали вышивками по подолу, вороту, рукавам. Богатые люди — расшивали жемчугом. Такой яркий декор был связан не только с эстетическими представлениями того времени, но и с отголосками языческих верований.

Древние славяне считали, что через отверстия в одежде в человека может вселиться злой дух или дурное колдовство может навредить. Поэтому подол, рукава и горловину защищали специальными оберегами-вышивками.

Славяне верили, что стилизованные фигурки, вписанные в орнамент спасают от сглаза, порчи, колдовства, защищают от болезней и травм.

Женщины высокого происхождения надевали поверх обычной рубахи верхнюю — горничную. Несмотря на то, что горничные рубахи шили из яркого дорогого шелка и богато украшали, их носили только при членах семьи.

Одна из отличительных особенностей горничных рубах — длинные рукава с прорезями для рук. Такие фальшивые рукава ниспадали до пола и были исключительно декоративными.

Их главная функция была лишь в том, чтобы напомнить владелице о том, что ее происхождение и достаток позволяют не работать (не засучивать рукава, а ходить со спущенными).

Поверх рубахи богатые женщины надевали летник — наглухо застегивающееся платье, расклешенное книзу. Летники шили из шелка, тафты и других дорогих тканей и богато украшали жемчугом и драгоценными камнями.

Крестьянки поверх рубахи надевали поневу — нечто среднее между юбкой и передником. Понева оборачивалась вокруг бедер женщины. Позже поневы стали вытеснять русские сарафаны.

Русский женский сарафан фото

До появления фабрик и мануфактур, производящих и окрашивающих ткани, крестьяне сами окрашивали домотканные материалы или оставляли их естественный цвет. Самые часто встречающиеся цвета одежды — белый, синий и красный.

Из какой ткани шить русский народный сарафан и рубаху?

Основными тканями были: лен, сукно, шелк, бархат. Высшие сословия могли себе позволить одежду из тафты, парчи, бархата, муара, атласа, хлопка, сатина.

Выкройка русской женской рубахи под сарафан для свадьбы

Схемы выкройки русской женской рубахи под сарафан, характерные для разных губерний Российской империи (Н. Баканова «Русский народный костюм с выкройками и схемами»)

Архангельской область

Нижегородская губерния

Рязанская губерния

Вятская губерния

Новогородская губерния

Вологодская губерния

Источник: https://master-angel.ru/blog/vykroyka-russkoy-zhenskoy-rubahi

Штапельные платья в русском стиле: модели и выкройка для полных

Современный ритм жизни не позволяет расслабиться лишний раз. Поэтому одежда должна быть максимально комфортной, предпочтительно из натуральных тканей.

Но при этом подчеркивать естественную красоту женщины, придавать облику неповторимость и изысканность. Все это достижимо при выборе платья из штапеля в русском стиле.

Особенности нарядов

Штапель изготавливают из недлинных текстильных волокон натурального и искусственного происхождения: хлопка, шерсти, вискозы, лавсана. Ткань имеет плотную, но легкую и мягкую структуру, легко драпируется, приятная к коже. Изделия из штапеля не теряют своей формы и цвета много лет, позволяют коже дышать, охлаждают ее, поглощают влагу.

Недостатком материала является его свойство давать усадку до 5% при стирке, что нужно учитывать при раскрое и пошиве, а также при приобретении обтягивающих нарядов из штапеля.

Лёгкий штапель на каждый день (фото)

Из штапеля традиционно шили наряды наши мамы. Характерные расцветки штапельной ткани – мелкий или средний набивной узор. Иногда встречаются и однотонные материи. Штапель идеально подходит для пошива платья в русском стиле с характерными чертами:

  1. Яркие цвета, преимущественно природных оттенков. В узорах на ткани насыщенные цвета клюквы или рябины сочетаются с бежевым, светло-желтым, травянисто-зеленым.
  2. Сдержанный покрой платья. Слишком короткие юбки, разрезы, большие декольте несовместимы с русским стилем. Платье должно подчеркивать женственность, застенчивость, естественную красоту. Рукава выполняются в виде фонариков, подходящих для худых рук, или колоколов – для полных. Фонарики обычно присбориваются у манжеты, колокола – у проймы.
  3. Декор, присущий русскому костюму: набивная цветочная расцветка ткани, узоры хохломы или гжели, украшение ручной вышивкой, вязаными кружевами, тесьмой, орнаментом. Подол платьев часто выделяют полосой контрастной ткани либо кружевом.
  4. Русские наряды имеют свободный покрой, А-силуэт с закрытым лифом. Характерно наличие завышенной линии талии, которая позволяет скрыть лишние сантиметры талии.

Женщина любого телосложения и возраста может подобрать для себя подходящий фасон платья из штапеля в русском стиле.

Однотонные платья в русском стиле встречаются редко. При выборе ткани монохромного окраса используют большое количество декоративных элементов: вышивки, тесьмы, кружева.

Удивительные и прекрасные бальные платья на выпускной 11 класс подыскать поможет статья.

Летние модели

Способность штапельной ткани охлаждать кожу в жару делает ее незаменимой при пошиве летних нарядов. При выборе для пошива модель в русском стиле, образ будет актуальным и запоминающимся.

Если носить платье планируется в офисе, то стоит предпочесть более сдержанные или однотонные расцветки материи, меньшее количество декора. Для праздничных и вечерних платьев ограничений в выборе цвета или отделки нет.

Наиболее популярными моделями летних платьев являются:

  1. Модель А-силуэта длиной чуть выше колена. Вырез горловины делают неглубоким, полукруглой либо квадратной формы. Рукава шьют в виде фонариков или крыльев. Русский колорит создается этническим или цветочным принтом ткани, отделкой кружевом, аксессуарами красного цвета.
  2. Платье-сарафан прямого покроя. Длина может быть как немного выше колена, так и до середины икры. Короткие модели подойдут девушкам, удлиненные – взрослым дамам. Вырез горловины делают достаточно закрытым в форме лодочки, капельки с завязками. Прямой покрой подходит девушкам с объемными формами. Свободный крой не облегает фигуру, удлиненная модель сделает фигуру визуально стройнее. Подол платья декорируют тесьмой, кружевом, вышивкой.
  3. Модель трапециевидной формы длиной выше колена. Платье не имеет рукавов либо они выполнены в виде маленького крылышка, летучей мыши. Необычный образ создаст модель с узором цветочного бутона посередине изделия.
  4. Лоскутные наряды из штапеля свободного кроя. Красочное изделие подходит дамам с любым типом внешности. Гармоничный ансамбль составит такая модель в сочетании с плетеными сумками, широкими шляпами, красными украшениями.

Штапельная ткань имеет невысокую цену, поэтому наряд на лето из этой материи сможет позволить себе любая женщина.

Если выбрана короткая модель платья в русском стиле, то носить ее следует с плотными колготками. Этот стиль несовместим с излишней открытостью и сексуальностью.

Невестам, которые любят народную тематику, подойдут свадебные платья в стиле прованс. Не менее эффектно будут смотреться платья в стиле рустик.

Актуальные длинные варианты

Платья длиной до щиколотки в полной мере передают старые традиции, подчеркивают скромность девушки.

Читайте также:  Ботинки для куклы: выкройка своими руками, как сшить туфли, кеды, сапожки

На Руси считалось, что через подол длинного сарафана женщина получает энергетику из Земли. Проверить подлинность этого утверждения возможно и сегодня.

Если девушка предпочитает более универсальный стиль, то ей будет полезна статья о том с чем носить джинсовое платье.

Покрой длинных платьев может быть различным. Основными моделями являются:

  • Длинный сарафан в сочетании с нижней рубашкой, пошитой из хлопка либо льна. Сарафан имеет облегающий лиф, завышенную линию талии. Горловина присборивается, вырез выполняется полукруглый либо квадратный.
  • Удлиненная модель с маленьким вырезом в форме лодочки, облегающим лифом. Рукав делают длиной ниже локтя либо до запястья облегающей формы, у проймы немного присборивают. Юбка расклешается от талии и доходит до щиколоток.
  • Свободный наряд рубашечного силуэта. Длина модели доходит до щиколоток. Треугольным платком возможно подпоясать наряд.

Штапельные наряды, особенно однотонные, рекомендуется дополнять бусами, браслетами, поясом яркого цвета. Платья с набивным рисунком хорошо сочетаются с украшениями из серебра.

Длинное платье в русском стиле светлого цвета можно выбрать в качестве свадебного наряда. В сочетании с отделкой и аксессуарами красного цвета, плетеной обувью, роскошной косой свадебный образ будет неповторимым, полностью соответствующим старинным традициям.

Штапельные и не только вечерние платья для мамы жениха на свадьбу можно подобрать тут.

Модный школьный сарафан можно оценить и подобрать здесь.

Фасоны для полных женщин

Иметь в гардеробе штапельное платье могут не только стройные девушки. Дамы с пышными формами смогут подобрать для себя подходящий вариант, который не добавит лишнего объема. Ткань хорошо драпируется, образует мягкие складки, поэтому расклешенные юбки из штапеля выглядят очень красиво, не утяжеляют фигуру.

При выборе цвета ткани не стоит использовать слишком яркую расцветку, характерную для русского стиля. Лучше предпочесть темные ткани с мелким узором. Либо сшить однотонное платье, а в качестве декора использовать вышивку или тесьму, закрепленную вертикальными линями. Это позволит визуально вытянуть силуэт. На лето легко подобрать не менее прекрасное льняное платье большого размера.

Платье-баллон или рубашечный вариант свободного покроя скроют выступающий животик, а длинные пышные юбки – полные бедра и икры. Иногда декоративные элементы нашиваются на низ юбки, что отвлекает внимание от полных бедер или рук.

Сарафаны и платья с высокой линией талией женщинам с грушевидным силуэтом выбирать не стоит. Исключение составляют комплекты из такого сарафана и нижней рубашки с объемными рукавами формы колокол.

Свободный крой для корпулетных леди

Модные платья для полных женщин невысокого роста или статных дам шьются длиной до щиколоток. Если выбрать модель длиной до середины икры, то можно получить негативный визуальный эффект «заземленности».

Обратите так же на удивительные по красоте платья в стиле сафари. Плотные ткани и практичный крой – палочка-выручалочка для женщин с роскошными формами.

Платье-рубашка в русском стиле своими руками

На основе выкройки славянской рубахи с поликами возможно сшить блузу или платье из штапеля свободного кроя. Украшения выбираются с зависимости от предназначения наряда и личных предпочтений.

Платье-рубашка может быть для повседневного ношения, тогда используются ткани неярких тонов с мелким рисунком либо однотонные материи. Для праздничного варианта возможно использовать яркие красные, оранжевые, зеленые ткани.

Для шитья платья-рубашки выкраиваются 4 полотнища: 2 дня передней части изделия и 2 для задней. Поверх них будут пришиваться прямоугольные элементы – полики. На поликах создают вышитый декор либо настрачивают тесьму. Горловой вырез платья собираться и отделывается бейкой из кумача либо холста.

Понадобится кусок ткани длиной равной 2 длине готового изделия с надбавкой 15-20 см на припуски и усадку при ширине ткани 1,5 м. Если ширина ткани меньше, то к рассчитанной величине прибавляют длину рукава.

Раскраивают детали с припусками, размещая выкройку по направлению долевой. В результате получается 1 передняя деталь, 1 задняя, по 2 полики и ластовицы.

Затем сшивают детали в такой последовательности:

  1. Полики стачиваются по ширине с передним и задним полотнами.
  2. В середине центрального полотна делается разрез. Горловая часть изделия собирается в сборки вручную, затем обрабатывается окантовочной бейкой или притачивается небольшая стойка.
  3. В плечевые части полотнищ вшиваются рукава, притачиваются ластовицы, соединяются боковые швы. Их нижняя часть обрабатывается бейкой либо пришивается небольшая манжета.
  4. Выполняются боковые швы платья и обрабатывается низ изделия. Если планируется отделка низа тесьмой, контрастной полосой ткани, то они пришиваются до соединения боковых швов.
  5. Выполняется застежка.

Готовое изделие необходимо проутюжить, особенно внутренние швы. Платье из штапеля готово.

Подробная выкройка рубахи-платья из штапеля

Тёплое время года – пора бракосочетаний. Ультрамодное решение для современных невест – свадебное платье трансформер.

Как правильно стирать

Штапель требует деликатной стирки. Температурный режим выбирается не выше 40 градусов, полоскание производят в воде той же температуры. При несоблюдении этой рекомендации и резких перепадать температур воды ткань может дать сильную усадку.

Моющие средства используются жидкие, лучше для цветных тканей.

Машинный отжим не применяется, в противном случае возможно повредить структуру ткани. После деликатной стирки платье нужно завернуть в полотенце, чтобы ушла лишняя влага. Затем изделие вешают на плечики и просушивают на открытом воздухе.

Глажение платья выполняется с внутренней стороны, температура утюга не должна быть слишком высокой. Если изделие немного подсело в результате стирки, то при глажении полотно немного растягивают. Отпаривание выполнять нельзя. Дорогие платья из штапеля можно отдавать в химчистку. Очищение безводным способом точно не спровоцирует уменьшение размеров изделия.

Штапель – натуральная ткань, идеально подходящая для пошива платья в народном стиле. Красочные или сдержанные расцветки, обилие декоративных элементов или их минимум, длинное или миди – из множества моделей любая дама выберет подходящую для себя. Платье в русском стиле подчеркнет природную красоту, женственность, скромность, ведь в нем нет места вульгарности и эпатажу.

Источник: https://dlor.ru/russkaya-krasavica-shtapelnoe-plate-v-narodnom-stile/

Русская женская рубаха

Наши предки были мудрыми людьми и всё простое у них было в чести, и в их ряду русская народная рубашка, которая шьётся при помощи простых приёмов и не сложного кроя.

 Детали кроя русской рубахи даны уже с припусками на швы в 1 см. Этнографический образец.

Для рубашки я купила 4.5 метра ситца шириной 80 см. Длинна рубахи определяется ростом. Я для роста 164 взяла 110 см.Сложить ситец вдоль пополам. К сгибу приложить прямой угол и отмелить низ рубахи. Отмерить от низа 110 см, приложить линейку прямым углом к срезу, отмелить и отрезать. Так же отмерить ещё один такой же кусок. Срезать кромки. Станина рубахи из двух частей готова.

Рукава. Ширина рукава от сгиба 36 см длинна 50 см. Вырезать две детали.

Детали кроя. Ластовица — квадрат 12 на 12 см, две детали. Для удобной работы нужно отметь середину переда и спинки и середину рукавов, я делаю надрезы 3-5 мм.

Сборка изделия. На углу рукава и верхнем углу станины поставить точку карандашом, на расстоянии от срезов 1 см. Точки совместить и сколоть булавкой. Соединить вертикальную линию проймы рукава с верхнем срезом станины.

Начать шить от срезов по рукаву, плавно выводя шов на расстояние 1 см от среза. Дойдя до угловой точки, оставить иголку в ткани, сделать диагональный разрез не доходя до иглы 1-2 мм, развернуть вертикальную часть проймы рукава и уже не скалывая детали прошить, не доходя до конца 1 см.

Приложить ластовицу к нижней части рукава и приколоть к станине. Дать строчку, двигаясь от рукава и закончить не доходя 1 см до конца.

  • Развернуть рукав, приложить ластовицу к нижней части рукава и дать строчку, начиная отступив от среза 1 см и не доходя опять же 1 см, на фото указано расстояние между булавками.
  • Следующим шагом приложить ластовицу к другой части рукава, приколоть и шить (от булавки до булавки), снова начиная и  не доходя до конца 1 см.

Приложить ластовицу к станине спинки и снова шить не доходя 1 см. Деталь ластовицы получилась со свободными припусками.

Теперь сколоть швы рукава и боковые швы станины и шить от ластовицы до низа рукава и рубахи. Обметать швы ластовицы а затем боковые и припуск рукава.

По «воротушке» проложить две строчки, первая на расстоянии 5 мм от среза, вторая на ширину лапки. Перед или спинка разницы нет, кроили то одинаково.

Стянуть сборку. Для лучшего распределения сборки я на манекене зафиксировала середину спинки, полочки и вершину рукавов булавками. Если нет манекена можно надеть на любую проходящую мимо личность в футболке (мама, дочь) и приколоть «воротушку» прямо к футболке. Глубина выреза горловины регулируется сборкой. Сзади нужно сделать горловину повыше, поэтому стянуть строчку потуже.

Сделать косую бейку, вырезать полосы по диагонали шириной 6  см, вытянуть под утюгом. Приложить с лицевой стороны рубахи верхним срезом к первой строчке и прикололоть слегка натягивая, удобней это делать на манекене.

  1. Закончить нахлёстом.

Дать строчку на расстоянии 5 мм от среза косой бейки. Срезать «бахрому», что бы от строчки притачивания бейки остался запас 3-4 мм. Зафиксировать булавкой сгиб бейки.

  • Подогнуть край и наметать бейку с изнаночной стороны, что бы она перекрывала строчку притачивания.

С лицевой стороны смёточный шов ложится под  косой бейкой. Следите, что бы ширина бейки оставалась везде одинаковой 4-5 мм.

Дать строчку с лицевой стороны, прокладывая строчку под косой бейкой. После завершения проверить с изнанки качество, иногда край косой бейки не попадает по строчку. Вынуть строчку, которую использовали для сборки.

Подшить низ, загнуть на 1 см и ещё раз на 1 см. Так же рукав. На расстоянии 3 см от низа рукава дала дать 2 строчки резиновой нитью.

Русская народная рубаха готова. Осталось сшить сарафан или поневу, свить или соткать поясок и можно в плясовую.

Руских рубашек в вашу коллекцию, дорогие рукодельницы!

Источник: http://alyonamaslova.ru/platya/russkaya-zhenskaya-rubaha/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector