Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема

Данный краткий обзор не претендует на глубину и полноту. Он предназначен для тех, кто прочитав на этикетке или ярлыке название ткани, из которой изготовлено швейное изделие, хотел бы представлять в общих чертах как эта ткань изготовлена и почему она имеет ту или иную фактуру.

Как известно, ткань — это текстильное полотно, изготовленное на ткацких станках путем переплетения нитей. Одни идут вдоль полотна и называются основными (нить основы), другие поперек полотна и называются уточными (нить утка). Нити эти располагаются друг к другу перпендикулярно. Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема То, как переплетены нити определяет внешний вид лицевой и изнаночная сторона любого текстильного полотна, его прочность, толщину, растяжимость, осыпаемость открытых срезов, способность к формованию в процессе влажно-тепловой обработки и т.д. Вид переплетения нитей полотна влияет также на выбор вида текстильного изделия, которое будет изготавливаться из ткани и на её поведение во время раскроя и шитья. Нити текстильного полотна переплетаются не так, кому что в голову взбредет, или хаотично. В этом деле существует строгий порядок. Ткацкие переплетения делятся на 4 класса:

  1. Простые.
  2. Мелкоузорчатые.
  3. Сложные.
  4. Крупноузорчатые.

Вверх ↑ К этим переплетениям относятся полотняные, саржевые и сатиновые (в т.ч. атласные). Полотняное переплетение самое распространенное и самое прочное, а при большей плотности имеет повышенную жесткость. Ткани, выработанные полотняным переплетением, хорошо кроятся. При полотняном переплетении нити основы и уточные чередуются одна через одну в шахматном порядке. Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема Когда, при полотняном переплетении, нить основы тоньше уточной нити, на ткани возникает поперечный рубчик и такие переплетения называются ложным репсом. Таким переплетением изготовлены поплин, тафта и др. Лицевая и изнаночная сторона ткани при таком переплетении одинаковы и имеют ровную, матовую поверхность. Полотняным переплетением выработаны:

  • из хлопка — ситец, бязь, батист и др.;
  • из льна — льняные полотна, парусина, бортовка и др.;
  • из шелковых тканей — крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон и др.;
  • из шерстяных тканей — сукно, костюмно-плательные и др.

Состав ткани, из которой изготовлено то или иное швейное изделие, указывается на специальной тканевой этикетке — «составнике», которая обычно вшивается в один из швов с изнаночной стороны. Саржевое переплетение образует на поверхности полотна видимый диагональный рубчик, который проходит или сверху вниз и слева направо, или сверху вниз и справа налево. Обычно диагональные рубчики идут под углом 45⁰.  Если увеличивается плотность полотна, то диагональный рубчик идет более круто или более полого. Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема Выработанные саржевым переплетением ткани более плотные, толще и тяжелее чем полотняные ткани и несколько уступают им по прочности. Но они более гладкие и более устойчивые к истиранию. Обладают большей эластичностью, растяжимостью (особенно по диагонали) и драпируемостью. Поскольку ткани, выработанные саржевым переплетением, легче растягиваются, то и при раскрое требуют большего к себе внимания, во избежание перекосов.

Чаще всего таким переплетением вырабатываются полушерстяные ткани (на хлопчатобумажной основе и с шерстяной уточной нитью — шотландка), полушелковые (шелковая основа и хлопчатобумажный уток — саржа), а также кашемир, габардин и др.

Сатиновое и атласное переплетение отличаются тем, что имеют гладкую и ровную поверхность с повышенным блеском, которая образовывается от редкого переплетения нитей основы и утка. Если лицевая сторона ткани образована из уточных нитей, то ткань называется сатином, а переплетение сатиновым. Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема Если лицевая сторона ткани образована из основных перекрытий, то ткань называется атласом, а переплетение атласным. Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема Периодически повторяющийся рисунок этих переплетений (раппорт) строится из разного количества нитей 5/2,7/2,7/3,8/3,8/5. Сатиновое и атласное переплетение дают возможность для очень четкого пропечатывания рисунка на поверхности полотна и повышенную износостойкость таких тканей. Они очень мягкие и эластичные. Но ткани, выработанные такими переплетениями, особенно шелковые, имеют повышенные скольжение и осыпаемость срезов. Сатиновым и атласным переплетением выработаны некоторые хлопчатобумажные (сатин), льняные и шелковые ткани (атлас, креп-сатин и т.д.)

Вверх ↑

Мелкоузорчатые переплетения подразделяются ещё на два класса. Производные от простых (от полотняного переплетения – репсовое, рогожка, от саржевого усиленная саржа, сложная саржа, ломаная и обратная саржа, ромбиковое и др., от сатинового и атласного – усиленный сатин, усиленный атлас) и комбинированные (креповые, диагоналевые, составные, вафельные, комбинированные саржи и др.) Репсовое переплетение относится к производным полотняного переплетения. Оно характерно тем, что на поверхности полотна происходит образование рубчика. Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема Вследствие более редкого переплетения нитей полотна, чем у тканей полотняного переплетения, выработанные таким переплетением ткани, более мягкие и менее растяжимые. При раскрое тканей с таким переплетением нужно строго следить за тем, чтобы рубчики на деталях одежды имели одинаковое направление.

Переплетение рогожка

Переплетение рогожка тоже относится к производным полотняного переплетения. Рисунок переплетения нитей на полотне, ярче выражен, чем в полотняном переплетении. Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема Ткани, выработанные таким переплетением более плотные, чем с полотняным переплетением, достаточно мягкие и эластичные. Таким переплетением вырабатываются хлопчатобумажные, льняные ткани, а также некоторые шерстяные и полушерстяные ткани для костюмов и жакетов.

Усиленная саржа

Рисунок переплетения нитей на полотне, при усиленной сарже, имеет ярко выраженные широкие рельефные диагонали. Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема Свойства тканей, выработанных таким переплетением те же, что и у тканей с простым саржевым переплетением. Этим переплетением вырабатываются костюмно-плательные ткани (шотландка, кашемир, фланель) и некоторые пальтовые. А также саржа хлопчатобумажная и шелковая.

Сложная саржа

Это переплетения характеризуется наличием на полотне ткани нескольких диагональных полос различной ширины. Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема Ткани, выработанные таким переплетением, имеют те же свойства, что и ткани саржевых переплетений. Таким переплетением вырабатываются некоторые костюмно-плательные ткани.

Ломаная саржа

Ломаная саржа образуется при изменении направления диагоналей саржи под прямым углом, в результате чего образуется рельефный рисунок в виде елочки. Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема Переплетение ломаная саржа вырабатываются некоторые хлопчатобумажные и шерстяные костюмно-плательные ткани.

Обратная саржа

Обратная саржа отличается от ломаной тем, что в местах излома происходит сдвиг диагоналей, против диагоналей из осно́вных перекрытий располагаются диагонали из уто́чных перекрытий.

Усиленный сатин (усиленный атлас)

Усиленный сатин (усиленный атлас) — это переплетения которые образуются путем усиления осно́вных перекрытий в сатине и уто́чных в атласе. При этом повышается прочность ткани.

  • Вверх ↑
  • Вверх ↑

Составные (комбинированные) переплетения образуются из двух или большего числа разных переплетений.

Такие переплетения могут состоять из полотняного и репсового переплетения, саржевого и рогожки, саржевого и сатинового, сатинового и атласного, сатинового и крепового и т.д. эти переплетения используют для выработки костюмных тканей, тканей для брюк и иногда для плательных.

Креповое переплетение — это видоизмененные переплетения полотняное и рогожка. В результате беспорядочно разбросанным по поверхности ткани удлиненным основным перекрытиям такие ткани меньше сминаются, и кроить их легко. Креповые переплетения широко используются для выработки плательных тканей.

Двухлицевые переплетения образуются из трех систем нитей: две основы и один уток или одна основа и два утка. Ткани двухлицевого переплетения отличаются большей толщиной, плотностью и поверхностной плотностью, высокими теплозащитными свойствами и износостойкостью.

Двухлицевым переплетением вырабатываются тонкосуконные пальтовые ткани (драп, велюр и т.д.) и некоторые шелковые и хлопчатобумажные.

Двухслойные переплетения

Двухслойные переплетения образуются из четырех или пяти систем нитей: две основы и два утка, две основы и три утка, три основы и два утка.

Такие переплетения образуют два самостоятельных полотна ткани, расположенных одно над другим и связанных между собой или одной из систем нитей, образующих эти полотна, или специальной нитью основы или утка.

С помощью этого переплетения вырабатываются толстые, плотные, тяжелые тонкосуконные пальтовые ткани и некоторые шелковые костюмно-плательные ткани.

Ворсовые переплетения

Ворсовые переплетения образуют на поверхности ткани ворс. Это густые, выступающие кончики волокон. При этом переплетении получаются очень красивые и износостойкие ткани.

Ворс хорошо предохраняет полотно ткани от стирания и износа.

Выработанные ворсовым переплетением ткани с рубчиком, например, вельвет, необходимо раскраивать так, чтобы направление рубчика на всех деталях было в одну сторону.

Вверх ↑

Крупноузорчатые переплетения образуются на ткацких станках с жаккардовой машиной. Все они очень сложные и многообразные. Это и различные орнаменты, цветочные композиции, портреты и др. Крупноузорчатые переплетения подразделяются на две группы: простые и сложные. Простые крупноузорчатые переплетения образуются из двух систем нитей сочетанием простых, производных и комбинированных переплетений. Таким переплетением вырабатываются хлопчатобумажные жаккардовые сатины, льняные скатерти, полотенца, салфетки и т.д. Сложные крупноузорчатые переплетения образуются из трех, четырех и более систем нитей. Таким переплетением вырабатываются гобелены и другие ткани.

Услуга: жаккардовые этикетки на заказ по ценам ниже общепринятых!

Уход за текстильными изделиями

Долговечность любого швейного изделия решающим образом зависит от соблюдения правил по уходу за ним. Такие правила печатаются как на навесных картонных ярлыках, так и на вшивных тканевых этикетках, сопровождающих изделие. Правила могут быть представлены как в текстовом формате, так и в виде специальных международных символов, регламентирующих стирку, сушку, глажку и химчистку одежды, белья и декоративных изделий.

  1. Уход за кашемиром.
  2. (Продолжение следует).

Источник: https://2klena.ru/info/interesnye-stati/perepleteniya/

Саржевое, сатиновое и атласное ткацкие переплетения. Дефекты тканей

  • Продолжаем рассматривать раздел «Основы материаловедения».
  • На этом уроке:
  • ·        саржевое, сатиновом и атласное ткацкие переплетения;
  • ·        дефекты тканей.

Ткань — это текстильное полотно, которое изготавливают на ткацких станках путем переплетения нитей. Одни идут вдоль полотна и называются основными, другие поперек полотна и называются уточными.

Эти нити располагаются перпендикулярно друг к другу.

Вообще, на ткацком станке изготавливают ткани с различными переплетениями. При образовании переплетения нити основы ложатся в определенном порядке — то сверху, то снизу уточных, как бы перекрещиваются.

Места перекрещивания основной и уточной нитей называют перекрытием. Если на лицевую поверхность выходит основная нить, перекрытие называют основным.

Если же на лицевую поверхность выходит уточная нить, то уточным.

Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема

В каждом ряду основные и уточные перекрытия расположены таким образом, что через какое-то число нитей порядок их расположения повторяется. Наименьшее число нитей, после которого порядок переплетения повторяется, называется раппортом.

Раппорт определяется числом всходящих  в него нитей. Различают раппорт по основе – это количество основных нитей, которые образуют рисунок переплетения и раппорт по утку — количество уточных нитей, образующих рисунок переплетения.

Переплетение также характеризуется сдвигом – числом, показывающим, на сколько нитей удалено перекрытие последующей нити от предыдущей. Различают вертикальный сдвиг – между рядом расположенными основными нитями и горизонтальный сдвиг – между рядом расположенными уточными нитями.

Самые распространенные ткацкие переплетенияполотняное, саржевое, сатиновое и атласное.

Читайте также:  Юбка солнце: выкройка, как сшить своими руками пошагово, расчет ткани

Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема

Полотняное переплетение является самым простым. В нем основные и уточные нити чередуются через одну нить, то есть в шахматном порядке. Поверхность тканей с таким переплетением гладкая, матовая. Лицо и изнанка одинаковые. Сама ткань прочная.

Полотняное переплетение имеют многие ткани: ситец, бязь, некоторые шерстяные и шелковые ткани. Особенно хорошо полотняное переплетение видно при рассмотрении марли.

Характерные признаки полотняного переплетения:

1. Раппорт равен двум нитям.

2. Ткани полотняного переплетения имеют одинаковую поверхность.

Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема

Ткани с саржевым переплетением нитей отличаются от тканей с полотняным переплетением по внешнему виду. У них хорошо заметны узкие косые полоски — елочки (рубчик). На лицевой стороне ткани косые полосы более выпуклые.

Если смотреть на ткань по направлению нити основы, они идут снизу вверх и слева направо. Также они обладают большей эластичностью, мягкостью, но меньшей плотностью, чем ткани с полотняным переплетением, так как перекрытия более удлиненные. Такие ткани отличаются большим скольжением.

Поэтому при раскрое необходимо следить, чтобы не было перекоса ткани при настиле.

Саржевое переплетение имеют шерстяные ткани.

Характерные признаки саржевого переплетения:

1. Минимальное число нитей в раппорте – три.

2. Ткацкий рисунок сдвигается на одну нить при каждом следующем прокладывании уточной нити.

Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема

Ткани с сатиновым и атласным переплетениями по внешнему виду сильно отличаются от двух первых переплетений. У тканей с такими переплетениями лицевая сторона гладкая и блестящая из-за редкого переплетения нитей основы и утка и резко отличается от изнаночной.

Если лицевая сторона ткани выработана из нитей утка, ткань называют сатином, а переплетение – сатиновым. При помощи такого переплетения создают хлопчатобумажную ткань (сатин).

Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема

Если лицевая сторона ткани образована из нитей основы, ткань называют атласом, а переплетение – атласным. Атласным переплетением получают некоторые хлопчатобумажные, льняные и шелковые ткани.

Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема

  1. Ткани сатинового и атласного переплетений имеют свои достоинства и недостатки.
  2. Достоинства: повышенное сопротивление к истиранию; блестящая поверхность; красивый внешний вид.
  3. Недостатки: сильная осыпаемость; скольжение при настиле и пошиве, из-за которого может возникнуть перекос ткани.
  4. Характерные признаки сатинового и атласного переплетений:

1. Минимальное число нитей в раппорте – пять.

2. Ткацкий рисунок сдвигается в каждом горизонтальном ряду на две нити.

В процессе ткачества иногда происходит разладка станков или обрыв нитей. Если вовремя не устранить неполадки в оборудовании или невнимательно работать, то на ткани будут появляться различные повреждения или какие-нибудь недостатки.

Их называют ещё – ткацкие дефекты. Поэтому при покупке и раскрое тканей обязательно нужно просмотреть их по всей длине и ширине.

Ведь ткацкие дефекты могут значительно понизить качество ткани и испортить внешний вид готового изделия.

  • Основные дефекты ткани – утолщение нити, нарушение целостности, непропечатанные места, засечка, перекос рисунка.
  • Если дефекты обнаружились непосредственно перед раскроем, то их нужно обвести мелом или ниткой, контрастной по цвету к ткани, и впоследствии обойти.
  • А теперь давайте рассмотрим возможные ткацкие дефекты и причины их появления.

Итак, утолщение нити. Этот дефект образуется, когда нити основы или утка более плотные (толстые), чем остальные нити ткани.

Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема

Нарушение целостности ткани. Это дефект, при котором нити основы или уткА разрушены, то есть образовались дыры, пробоины.

Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема

При нанесении рисунка на ткань печатным способом иногда возникают дефекты печати. Причинами их появления могут быть повреждение печатного вала машины, загрязненность красителя, плохая подготовка ткани к печатанию.

Вообще, различают местные и распространенные дефекты печати. Первые появляются на небольшом (ограниченном) участке ткани, вторые – располагаются по всей длине ткани.

Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема

Непропечатанные места. Это местный дефект в виде участка с отсутствием или нечетким изображением рисунка.

Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема

Засечка. Это распространенный дефект в виде полосы ткани без рисунка. Он получается в результате образования складки во время нанесения рисунка при печатании.

И последний дефект – это перекос рисунка. Данный дефект является местным, а проявляется он в виде перекоса нитей утка по отношению к кромке. Возникает при неравномерном натяжении ткани во время печатания. Хорошо заметны в тканях перекосы полосок и клеток.

Подведем итоги урока. На этом уроке мы говорили о ткацких переплетениях и дефектах тканей. Рассмотрели самые распространенные ткацкие переплетения и их характерные признаки. А затем обсудили возможные дефекты тканей и причины их появления.

Источник: https://videouroki.net/video/2-sarzhievoie-satinovoie-i-atlasnoie-tkatskiie-pierieplietieniia-diefiekty-tkaniei.html

Полотняное переплетение из хлопка, шёлка и другого сырья: обзор свойств и применение

Полотняное переплетение нитей в ткани — самое простое и наиболее распространённое. Полотна широко используются для домашнего текстиля, одежды, рабочей формы и вспомогательных изделий, применяются в мебельной промышленности. Основным сырьём для полотняного переплетения является хлопок, также изготавливаются шёлковые, шерстяные, льняные и синтетические материи.

Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема

Принцип полотняного переплетения

Полотно строится из двух нитяных линий, которые называются основа (долевая) и уток. От способа перекрещивания этих нитей зависит рисунок материи, её прочность и другие эксплуатационные свойства.

Ткань полотняного переплетения сложно перепутать с другими.

Это самый простой способ перекрещивания волокон: сетка строится по принципу шахматного порядка, то есть нити сплетаются одна через одну, две через две, три через три и т.д.

У полотняного способа есть производные. Репсовое плетение — это удлинение одиночных перекрытий двух, трёх и более нитей либо в основном, либо в уточном направлении.

Иными словами, в утке или основе репса нить проходит не через одну, а через две, три и т.д. У репсовых тканей можно проследить рельефный рубчик.

Если в ткани нити основы значительно толще уточных, она называется ложный репс. Такими являются материи поплин, тафта.

Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема

Рогожка — ещё одно производное от полотняного переплетение. В нём удлиняется перекрытие и в утке, и в основе.

Основные свойства

Прочность такой материи обеспечивается плотностью плетения и толщиной волокон: чтобы представить это ярче, сравните визуально марлю и бязевый пододеяльник.

При этом полотняные ткани легче, тоньше и устойчивее к агрессивной стирке, чем более сложные способы плетения. Так, сатину рекомендован щадящий уход, чтобы не повредить длинные протяжки нитей.

Жаккард в силу двойного плетения плотный и толстый.

Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема

Основные свойства тканей такого плетения:

  • устойчивость к механическим воздействиям;
  • матовость;
  • гладкость;
  • лицевая и изнаночная стороны одинаковы;
  • жёсткость (при высокой плотности волокон).

Виды тканей и их свойства

Состав нитей влияет на конечные свойства материи так же сильно, как и способ их переплетения. Для полотняного переплетения используются практически все виды волокна.

Самой распространённой является хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.

Примеры:

  1. Бязь — лёгкая материя с отличными гигиеническими свойствами. Мало сминается, выдерживает множество стирок, сохраняет цвет и прочность.
  2. Ситец — вторая по прочности хлопчатобумажнаяматерия после бязи. Такая же лёгкая, приятная к телу, крепко окрашивается. Преимущество ситца — невысокая стоимость, гипоаллергенность.
  3. Батист — полупрозрачная ткань, созданная из кручёных хлопковых нитей.

Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема

Шёлковые ткани с полотняным переплетением не менее распространены, чем хлопковые:

  1. Крепдешин — изящная материя с нитями шёлка-сырца в основе, особенности — шероховатость, плотность, лёгкий блеск.
  2. Шифон — прозрачные и легчайшие материи.
  3. Креп-жоржет — плотный полупрозрачный материал из кручёных нитей. Хорошо драпируется.

Лён — очень крепкое сырьё, при полотняном переплетении нитей образует материи высокой прочности:

  1. Парусина — грубая материя из толстой пряжи, очень прочная, обычно обработана водоотталкивающими средствами.
  2. Бортовка — очень жёсткая, несминаемая ткань.

Какие ткани полотняного переплетения можно получить из шерсти:

  1. Сукно — очень плотный материал: волокна шерсти переплетаются и закрывают все промежутки между нитями. Внешне сукно напоминает войлок. Очень мягкое и крепкое полотно.
  2. Фланель — шерстяная, хлопковая или смесовая материя с лёгким двусторонним ворсом. Очень мягкая, отлично сберегает тепло.

Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема

Где применяются

Основные сферы применения тканей такого плетения:

  • мужская, женская и детская повседневная одежда;
  • постельное и нательное бельё;
  • домашний текстиль;
  • элегантные наряды;
  • рабочая и защитная одежда;
  • мешки, рукавицы и другие вспомогательные изделия;
  • мебельная обивка и т.д.

Примеры использования полотен различного состава

Хлопчатобумажные ткани полотняного переплетения лучше других для пошива домашнего текстиля. Из бязи получаются лёгкие и дышащие постельные комплекты. Они приятны к телу, сохраняют тепло, устойчивы к изнашиванию. Ситец также используется для простыней, одеял и наволочек. Из материала получаются лёгкие женские летние платья и блузы, одежда для сна и дома.

Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема

Шёлковые ткани часто используются для пошива деликатной женской одежды. Из шифона получаются воздушные шарфы, накидки, детали платья. Красиво смотрятся блузы и платья из креп-жоржета, крепдешина.

Льняные материи используются в качестве прокладки для стойкости деталей одежды, в том числе верхней. В последнее время популярен лён средней и низкой плотности и для повседневной одежды.

Из сукна шьётся одежда для военных.

Из мягкой и плотной фланели получаются отличные рубашки, пижамы, постельные принадлежности.

Полотняное переплетение считается первым изобретённым способом создания материй, из которого произошли все остальные. Благодаря большому выбору сырья полотняные ткани могут иметь разные свойства. Полотна были и остаются самыми популярными, так как они просты в изготовлении, удобны в эксплуатации и доступны по цене.

Источник: https://gidpotkanyam.ru/tkan-polotnyanogo-perepleteniya.html

Ткацкие переплетения

Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема

Ткань — это текстильное изделие, изготовленное взаимным  переплетением продольных (основы) и поперечных (утка) нитей в процессе ткачества. Сначала подготавливают нити основы и утка. Ткань вырабатывается на ткацком станке.

  • Потребительские свойства тканей зависят не только от сырьевого состава, но и от переплетения.
  • Переплетение — это порядок взаимного перекрытия нитей основы нитями утка.
  • Графическое изображение простых переплетений

Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема

Переплетение уточных нитей с основными

Места перекрещивания основы с утком называют перекрытием. На свойства ткани влияют длина и сдвиг перекрытия. В каждом ряду основные и уточные перекрытия расположены таким образом, что через какое-то число нитей порядок их расположения повторяется. Такой повторяющийся рисунок переплетения называется раппортом переплетения.

Переплетения подразделяют на четыре класса: простые (главные), мелкоузорчатые, крупноузорчатые (жаккардовые) и сложные.

Простые (главные) — это переплетения полотняное, саржевое, атласное (сатиновое). Полотняное переплетение — самое простое и распространенное, при котором лицевая сторона и изнанка ткани получаются одинаковыми. Полотняным переплетением вырабатывают бельевые, платьевые и другие ткани.

Саржевое переплетение характеризуется наличием на ткани диагоналевых полос, идущих снизу вверх направо. Ткань саржевого переплетения более плотная и растяжимая. Применяют такое переплетение при выработке платьевых, костюмных и подкладочных тканей.

Атласное (сатиновое) переплетение придает тканям гладкую блестящую поверхность, стойкую к истиранию. Лицевой застил может быть образован нитями основы (атласное) или утка (сатиновое переплетение).

Читайте также:  Русская народная вышивка: схемы и значение славянских традиционных узоров

Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема

Мелкоузорчатые переплетения — самые разнообразные и построены путем видоизменения простых переплетений (репсы, рогожки, ломаная саржа, диагоналевое и др.) или комбинации элементов простых или видоизмененных.

Крупноузорчатые переплетения (жаккардовые) характеризуются большими раппортами и многообразием ткацких рисунков, влияют в основном на эстетические свойства тканей. Такими переплетениями вырабатывают мебельно-декоративные, платьевые ткани и др.

Сложные переплетения характеризуются наличием трех или четырех систем нитей, например, двух систем нитей основы и одной или двух — утка (в первом случае — это ткани полутора, но втором — двухслойного переплетения). Так вырабатывают драпы, ворсовые ткани.

Ткань получают на ткацких станках в результате переплетения продольных нитей основы и поперечных нитей утка. Ткацкие переплетения, определяющие порядок взаимного расположения нитей основы и утка, подразделяются на че­тыре класса: простые, сложные, мелкоузорчатые и крупно­узорчатые (жаккардовые).

  1. Простые переплетения отличаются гладкой поверхностью без узоров.
  2. Полотняное переплетение имеет одинаковый рисунок на лицевой и изнаночной стороне. Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема
  3.  Главные ткацкие переплетения:
  4. 1 — полотняное; 2 — саржевое; 3 — сатиновое; 4 — атласное
  5. Ткани отличаются повышенной плотностью, жесткостью и прочностью.

Саржевое переплетение имеет на лицевой поверхности рельефные рубчики, направленные снизу слева вверх на­право под углом, величина которого зависит от соотношения количества нитей по основе и утку. Ткани саржевого переплетения по прочности уступают тканям полотняно­го переплетения, но превосходят их по мягкости.

Атласные переплетения получают путем перекрытия одной нитью основы четырех нитей утка (атласное) и наоборот (сатиновое). В атласном переплетении на лицевой поверхности преобладают нити основы, а в сатиновом — нити утка. Ткани имеют гладкую блестящую поверхность и высокую стойкость к истиранию.

Мелкоузорчатые переплетения отличаются наличием мелкого рельефного рисунка на лицевой поверхности ткани (рис.).

Мелкоузорчатые ткацкие переплетения: 1 — рогожка; 2 — ломаная саржа

Подразделяются на производные от простых переплетений (репс, рогожка, ломаная саржа, диагоналевое и др.) и комбинированные, получаемые сочетанием простых переплетений (креповые, вафельные и т. д.).

Репс и рогожка являются производными от полотняного переплетения. В репсе переплетаются две нити основы и одна нить утка или наоборот. Рогожка получается в результате переплетения одинакового количества (две и более) нитей основы и утка.

Производные от саржи получают путем изменения длины перекрытий (сложная саржа), направления саржевых полосок (ломаная и обратная саржа), сдвига перекрытий — диагоналевое переплетение, отличающееся тем, что угол наклона диагоналевых полос к линии утка больше, чем в сарже.

Креповые переплетения создают зернистую, шероховатую поверхность ткани. Вафельные переплетения в виде рельефных квадратов и других фигур повышают мягкость, рыхлость и водопоглощение ткани. Применяют для выработки столовых полотенец. Просвечивающиеся имеют просветы различных размеров, что повышает их проницаемость и позволяет использовать для получения летних тканей.

Сложные переплетения получают из трех и более систем нитей: две нити основы и две нити утка, две нити основы и три нити утка и наоборот. Наиболее распространенными являются полутора- и двухслойные ворсовые и ажурные переплетения.

Полутораслойные получают из трех систем нитей: одна нить основы и две нити утка и наоборот, двухслойные — из четырех, иногда из пяти, систем нитей.

Ткани отличаются повышенной толщиной, плотностью и теплозащитностью. Ткацкий рисунок на лицевой и изнаночной стороне может быть одинаковым и различным.

Применяют для получения драпов и других тканей для пошива зимней и демисезонной одежды.

Ворсовые переплетения состоят из трех систем нитей и применяют для получения на поверхности ткани ворсового разрезного или петельного покрова.

С разрезным ворсом вы­рабатывают бархат, плюш, искусственный мех и вельвет, отличающиеся высокими показателями износоустойчивости и эстетических свойств.

С петельным ворсом получают мах­ровые ткани и изделия из них: полотенца, халаты, простыни и т. п., хорошо впитывающие влагу.

Ажурные переплетения отличаются большим количе­ством сквозных пор и применяются для изготовления легкой одежды.

Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения создают на базе простых, сложных и мелкоузорчатых переплетений.

Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схема

 Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения

Атласное переплетение — характеризуется разницей в длине перекрытия основы и утка, лицевой застил образован нитями основы (до четырех и более). Лицевая сторона тканей приобретает гладкость и повышенный блеск.

Ворсовое переплетение — применяется для выработки тканей с разрезным или петельным ворсом, для чего в структуру вводится третья нить — ворсовая основа или уток. Вырабатывают бархат, вельвет, плюш.

Двухслойные переплетения — состоят из четырех, (иногда пяти) систем, в которых две основы располагаются одна над другой, переплетаются утком и связываются между собой одним из утков. Они могут быть одно лицевые (с одинаковыми лицом и изнанкой) и двухлицевые (различным лицом и изнанкой).

Диагоналевое переплетение — образует на поверхности ткани выпуклые рельефные полосы, расположенные наклонно к нитям основы. Угол наклона этих полос обычно меньше или больше (в зависимости от плотности нитей по основе и утку) угла наклона саржевых полос в тканях саржевого переплетения. Применяют для выработки толстых, тяжелых тканей.

Длина перекрытия — характеризует величину одновременного перекрытия нитей, обозначается количеством перекрываемых нитей.

Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения — выполняются на ткацких станках с прибором Жаккарда, дающим возможность перекрытия нитей основы с утком в любом сочетании, вследствие чего обеспечивается возможность получения крупных ткацких узоров (геометрических узоров, цветочных орнаментов и др.).

Ломаная саржа — производное саржевого переплетения, строится на базе простой, усиленной или сложной саржи с изменением направления диагоналей через произвольное число нитей. Ткани с переплетением ломаной саржи имеют на поверхности рисунок в виде “елочки”.

Мелкоузорчатые переплетения — представляют собой производные от главных (полотняное, саржевое, атласное) или их комбинации, в результате создают на ткани мелкий ткацкий рисунок: рубчики, клетку и др.

Многослойные переплетения — состоят из более четырех систем. Применяются для выработки технических тканей.

Перевивочное переплетение — получают из двух основ — коренной и перевивочной. В процессе ткачества нити перевивочной основы при помощи специального приспособления пересекают соседние нити коренной основы и обвивают друг друга.

Переплетение — порядок взаимного расположения нитей в тканях, трикотаже, гардинно-тюлевых изделиях, определяющий их структуру, внешний вид и свойства.

Петельное (махровое) переплетение — характеризуется наличием на поверхности ткани петель (иногда их разрезают). Таким переплетением вырабатывают ткани для халатов, полотенец.

Пикейное переплетение — разновидность двухслойных переплетений, на лицевой поверхности которого образуется ткацкий рисунок в виде продольных и поперечных рубчиков, выпуклых клеток, ромбиков и т. д. Используют для выработки сорочек, детской одежды, воротников.

  • Полотняное переплетение — переплетение, при котором нити основы и утка поочередно покрывают друг друга по типу шахматной доски, что обеспечивает наиболее жесткую по структуре связь текстильных нитей основы и утка и увеличение прочности на разрыв.
  • Полутораслойные переплетения — состоят из трех систем нитей, в которой две нити основы переплетаются с нитью утка или одна основа — с двумя утками.
  • Раппорт переплетения — законченная часть рисунка переплетения ткани, при повторении которой получается непрерывный рисунок.

Репсовое переплетение — получается при удлинении перекрытий полотняного переплетения в направлении основы или утка. При удлинении перекрытий в направлении основы получают основный (поперечный) репс.

При этом нити основы изгибаются, а нити утка почти прямолинейны, в результате на поверхности ткани образуются поперечные рубчики. При удлинении перекрытий в направлении утка получают уточный (продольный) репс, т. е. на поверхности ткани получаются продольные рубчики.

Лицевая и изнаночная стороны тканей репсового переплетения одинаковы.

Рисунок переплетения — графическое изображение переплетения нитей в ткани, которое выполняется на клетчатой бумаге в прямоугольной системе координат. Основные перекрытия на рисунке обозначают закрашенными клетками, уточные — незакрашенными.

Рогожка или шашечное переплетение — характеризуется тем, что вместо одной нити основы располагаются две или три рядом лежащие нити, выступающие в переплетении за одну нить. Поверхность ткани оказывается покрытой более или менее крупными квадратиками, величина которых определяется числом нитей, образующих рисунок.

Саржевое переплетение — характеризуется тем, что основные и уточные переплетения располагаются со сдвигом в одну сторону на одну нить. В результате на ткани образуются косые (саржевые) полосы, идущие под некоторым углом снизу вверх. Направление сдвига перекрытий может быть слева направо и справа налево.

Сатиновое переплетение — в отличие от атласного имеет на лицевой стороне ткани застил из нитей утка.

Сдвиг переплетения — характеризует величину смещения (сдвига) каждого последующего перекрытия по отношению к перекрытию предшествующей нити. Обозначают цифрами (1, 2, З и т. д.), которые показывают, на сколько нитей смещается последующее перекрытие относительно предыдущего.

Сложная саржа — характеризуется комбинацией переплетений простой и усиленной саржи. В рисунке ее переплетения имеются рубчики разной ширины.

Сложные переплетения — характеризуются тем, что в образовании ткани участвуют две или более нитей основ или утка, т. е. вводятся лицевые, подкладочные, ворсовые нити и т. д. К сложным переплетениям относятся полутора- и двухслойные, многослойные, ворсовые, и перевивочные. Ткани таких переплетений имеют большую толщину, значительную поверхностную плотность.

Ткацкий рисунок — рисунок, который получается на поверхности ткани в результате переплетения нитей на ткацком станке.

Усиленная саржа — характеризуется увеличением длины перекрытий, числа нитей в раппорте (отсутствуют одиночные), саржевые полосы шире, рисунок переплетения четче.

Источник: https://znaytovar.ru/new373.html

Виды переплетений нитей в ткани

За многотысячелетнюю историю существования ткачества появилось огромное количество вариантов переплетения нитей.

Часть из них являются базовыми, все другие принято рассматривать как производные от основополагающих способов.

Покупателю полезно иметь представление о разновидности схем переплетения нитей в выбранной ткани. Это поможет спрогнозировать ее свойства, поведение при шитье и носке.

В ткачестве используется два типа нитей:

  1. Одни из них направлены вдоль полотна, являются опорными и называются основой. Эти нити претерпевают большое растяжение, многократно изгибаются, на них оказывают заметное давление рабочие детали станка. Поэтому в основе всегда применяют особо прочные нити из лучших волокон, подвергшихся скручиванию. Очень часто нити, которые закладывают в основу, дополнительно укрепляют шлихтой (растворами клеящего характера).
  2. Перпендикулярно основе сориентированы нити утка. На них ложится меньшая нагрузка. Следовательно, к уточным нитям предъявляются меньшие требования.

Нити утка протягивают через нити основы. В этом состоит суть технологии ткачества.

Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схемаТипы переплетения нитей ткани

По ширине и длине всего полотна основной узор постоянно повторяется. Единица узора, которая воспроизводится в процессе получения ткани, называется раппортом.

Попросту говоря, это прямоугольный или квадратный фрагмент рисунка, созданный из строго определенного количества продольных основных и поперечных нитей, называемых уточными. Раппорт является характеристикой общего рисунка ткани.

Читайте также:  Ирландское кружево для начинающих: пошаговая инструкция, схемы мотивов

Количественно он выражается дробью, в верхней части которой указано, сколько подряд нитей основы содержится в раппорте, в нижней части – суммарный показатель соседних нитей утка, размещенных между пересечением нитей.

Простые схемы

Самые первые ткани получали не мудрствуя. Известные с давних времен простые схемы создания тканых материалов популярны до сих пор. Появляются новые виды сырья, изменяются требования моды, а незабытые, исторически первые способы плетения, по-прежнему остаются востребованными.

Полотняный вид

В огромном количестве тканых материалов нити переплетены по полотняному типу. Это, по-видимому, исторически первая схема создания полотен, получившая по этой причине одноименное название.

Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схемаПолотняное переплетение

При выполнении переплетений полотняного типа одна нить основы через одно перекрытие пересекает каждую уточную нить. Получаются красивые маленькие шахматные узоры.

  • Ткани, сделанные из нитей одинаковой или близкой по размерам толщины, имеют однородную поверхность с обеих сторон.
  • При сильно скученных нитях ткань выглядит зернистой. Такой эффект называют креповым.
  • Если нити основы гораздо толще, чем уточные нити, то поверхность равномерной быть не может. На одной стороне будет заметен рубчик.

Саржевый вид

Очень похожа на полотняную саржевая схема переплетения. Она имеет два особенных признака:

  • Первая особенность заключается в том, что в составе раппорта имеется минимум три нити.
  • Второе отличие – наличие сдвига на одну нить при переходе к каждому следующему раппорту.

В результате на поверхности образуется диагональный рубчик. Соотношение толщины продольных и поперечных нитей определяет внешний вид поверхности ткани, в частности величину угла наклона диагонального рубчика.

Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схемаСаржевое переплетение

Атласные и сатиновые виды

Для данного вида характерен сдвиг удлиненного перекрытия в каждом следующем ряду минимум на две позиции. В раппорте содержится 5 и более нитей.

  • Если преобладают удлиненные перекрытия основы, получается атлас.
  • При преобладании нитей утка ткань называется сатином.

Удлинения на лицевой поверхности формируют гладкий, блестящий внешний вид полотен.

Большое количество схем переплетений производится усложнением простых видов плетений. Вариантов получения тканей с мелкими узорами при минимальном количестве изменений в алгоритме плетения множество.

Репс

Схема переплетений репса очень похожа на полотняную. Особенность заключается в удлинении какого-либо перекрытия:

  • Если удлинены перекрытия основы, на ткани формируется поперечный рубчик.
  • При удлинении перекрытий уточных нитей образующийся рубчик сориентирован в продольном направлении.

Рогожка

Этот вид переплетения также очень похож на полотняное. Только удлинение составляет 2 или 3 нити. Основные и уточные «шаги» симметричны друг другу.

  • Раппорт чаще представляет собой квадрат 2×2.
  • Иногда его делают крупнее, 4×4.

Рисунок получается ярким, рельефным; подходит для многих типов сырья.

Производные варианты саржевого вида

Существует несколько вариантов усиления саржевого типа плетения. Во всех из них перекрытия удлинены. В результате образуются широкие и четко выраженные диагонали. Удлинения могут быть равносторонними либо с преобладанием основных (уточных) нитей. В зависимости от разновидности примененной схемы формируется тот или иной внешний вид лицевой части ткани.

  1. Сложная саржа имеет на поверхности лицевой части диагонали разной ширины. В дроби, обозначающей раппорт, в числителе и знаменателе указывают несколько цифр. Они отображают количество нитей и величину смешения в узоре каждого вида тканей. Схема плетения иногда называется многорубчиковой.
  2. Ломаная саржа – оригинальный вариант с повторяющимся изломом диагональной полосы под прямым углом. В результате рисунок напоминает елочку. Иногда его так и называют плетением «в елочку».
  3. У обратной саржи в месте излома диагонали выполнен сдвиг. Узор получается еще более необычным.

Производные варианты атласных и сатиновых видов

В производных вариантах исполнения обеих схем имеется дополнительное перекрывание нитей. Поэтому они называются усиленными. Например, в усиленном сатиновом переплетении из восьми нитей в каждом ряду утка присутствует два перекрытия основы и шесть утка.

Мелкоузорчатые комбинированные схемы

Полотняное переплетение: атласное, виды плетений нитей в тканях, схемаИзвестные с давних времен простые схемы создания тканых материалов популярны до сих пор.

Чередованием простых вариантов переплетения удается получать множество интересных узоров. Обычно их называют комбинированными.

Виды с продольными или поперечными полосами

Современная ткацкая техника позволяет комбинировать чередованием все виды простых переплетений. Вариантов образующихся тканей с полосочками, клеточками, мелкими геометрическими рисунками существует множество. Чередоваться могут узоры:

  • репса и полотняные;
  • ломаной саржи и рогожки.

Возможны еще многие комбинации.

Креповые схемы

Мелкозернистые креповые узоры получают произвольными удлинениями мест перекрытия в простых схемах. Иногда эффект крепа создают наложением двух простых схем плетений. Рисунок очень напоминает лицевую часть шелков, сделанных из нитей креповой крутки.

Для получения оригинального впечатления в некоторых тканях креп сочетают с другими видами плетений.

Группа рельефных вариантов

Интересный рисунок с выпуклостями можно получить выступающими нитями как основы, так и утка. В результате образуются поверхности тканей:

  • вафельные;
  • диагональные;
  • рубчиковые.

Выпуклости создаются специальными удлинениями перекрытий. В диагоналевых схемах плетений мелкий, рельефный рубчик направлен под углом, величина которого зависит от толщины основной нити и характера сдвига.

Рубчиковые диагонали могут располагаться попарно в каждом раппорте и направляться не только под углом, но и вертикально. Таким способом получают ложное пике.

Просвечивающиеся узоры на тканях делают с помощью сочетания перекрытий разной длины. Длинные «шаги» стягивают нити, образуя группы; а короткие перекрытия полотняного типа создают просветы.

Существует еще множество вариантов более сложных плетений из нескольких систем основных и уточных нитей, к которым часто добавляют дополнительные нити. В итоге получаются оригинальные узоры на тканях с большей, чем обычно, толщиной и плотностью. В результате исполнения сложных вариантов особых переплетений на поверхности с одной или двух сторон можно создать ворс.

Располагая специальными станками, можно получать жаккардовые как простые, так и сложные узоры. Жаккардовые станки позволяют создать:

  • орнаменты,
  • картины,
  • цветочные композиции.

Совершенствование ткацких станков, оснащение их программным обеспечением расширяет возможности создания новых видов переплетений, что позволяет разнообразить ассортимент тканых материалов.

Источник: https://textile.life/fabrics/types/vidy-perepletenij-nitej-v-tkani.html

Ткани 3. Основные виды тканевого плетения

color_harmonybeshbelОригинал у beshbel тут.

Здравствуйте дорогие друзья. В постах про джинсовую ткань и твид мелькали термины «саржевое плетение» и «ломанная саржа». Я решила отдельный пост посвятить видам переплетения нитей в полотне.

Здесь мы рассметрим основные виды плетений, на основе которых ткутся самые разнообразные варианты.

Основные переплетения тканей: а — полотняное, б — саржевое, в — атласное, г — сатиновое

Итак, термины:

Нить основы и утка. Основа это нить, которая натягивается стройными рядами на станок (1), а нить утка — это нить, которая крепится к челноку и челнок туда-сюда ходит между нитями основы, создавая переплетение (2).

Место пересечения нитей называется перекрытие.

Рисунок ткани через некоторое кремя повторяется, образуя орнамент, так вот самый маленький кусочек этого орнамента называется раппорт. На картинке показано самое простое, полотняное плетение, нитки пересекаются через одну.

А если мы хотим сделать другой вид плетения, например две через две, или одну через две, то вот это количество нитей, на которое смещается пересечеие основы и утка, называется сдвиг.

Вот и все, в принципе по-русски вполне названно )))

В зависимости от схемы пересечения нитей основы и утка выделяют следующие виды плетения:

1. Полотняное плетение.

Самое простое переплетение, одна нить через одну.

  • Ассортимент тканей:
  • Хлопчатобумажные: бязь, ситец, батист, миткаль, фланель, маркизет, поплин, тафта, зефир.
  • Льняные: бортовка, парусина, полотно.
  • Шёлковые: различные крепы (крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-марокен)
  • Шерстяные: сукно, некоторые костюмные и плательные ткани.

Другие: домотканное полотно.Как вы наверное догадались, ткани с такми переплетением появились на этом свете самые первые, как правило сейчас их используют для домашнего текстиля. Это очень фактуристые ткани (даже шелковые), матовые, домашние и выглядящие не дорогими. Даже из шерсти такие ткани тонкие и легкие.

Могут быть поплотнее (фланель) и менее плотные (тафта).

КрепдешинСукноБлузочный батист2. Саржевое плетениеСаржевое переплетение образует на поверхности ткани видимый диагональный рубчик, потому что пересечение нитей происходит с ассиметричным сдвигом 1 через 2, или 1 чезез 3. Здесь я покажу самые просты саржевые плетения, а вообще на основе этого плетения есть множество разнообразных вариантов. Ассортимент тканей: саржа, полушёлковые подкладочные ткани, полушерстяные ткани на хлопчатобумажной основе. Основным саржевым переплетением вырабатывают полушёлковые ткани с шёлковой основой и хлопчатобумажным утком, уточным саржевым переплетением — полушерстяные ткани с хлопчатобумажной основой и шерстяным утком.

Саржевое плетение само по себе очень плотное, и поэтому часто используется в технических тканях, в рабочей, верхней и военной. Наши любимые твид и деним (произошедшие как раз из верхней и рабочей одежды) как раз ткутся разнообразными видами саржевых плетений.

Карбон (углеткань) — как раз промышленная ткань

    Историческая военнаяКакая-то неизвестная саржевая тканьТвитДенимГабардин. Шерстяная ткань, вырабатываемая из мериносовой пряжи, очень тонкой, кручёной в два конца для основы, и менее тонкой, одинарной — для утка.

    Благодаря применению особого вида переплетения — сложной саржи, на лицевой поверхности образуется резко выраженный мелкий рубчик, идущий наклонно под углом 60-70°. Из габардина шьют весенне-летние мужские и женские пальто, а также костюмы и некоторые виды офицерского обмундирования.

    3.

    Атласное плетение.

    Атлас — (араб., буквально — гладкий) — плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. При атласном переплетении уток выходит на лицевую поверхность через пять и более нитей основы. Этим достигается особая гладкость ткани. Атласы могут быть как гладкими, так и узорчатыми.

    Атлас применяется для пошива одежды (например, смокингов) и обуви (в том числе пуантов), отделки праздничных церковных облачений, изготовления драпировок, обивки мебели, изготовления флагов и другого.Известна в русском быту со времён контактов Древней Руси с Византией. Визуально, это самая дорогая ткань.

    4. Сатиновое плетение.

    Ткань сатинового переплетения нитей из хлопчатобумажного или химического волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити, довольно плотен и блестит. Сатин изготавливается из крученой хлопковой нити двойного плетения. Давно было замечено, что чем больше скручена нить, тем ярче блеск. Так появился глянец — сатин, напоминающий шёлк.

    Бельё из сатина долговечно и выдерживает большое число стирок — 200—300, и лишь спустя довольно долгое время материал начинает немного тускнеть. Он дешевле, чем шёлк, но дороже, чем другие хлопковые ткани. Из него делают бельё различного дизайна для повседневного применения.

    • Сатин люкс жаккард

    Вот основные виды тканевых плетений. Все остальное — разновидности и компиляции этих видов.

    Источник: https://color-harmony.livejournal.com/115779.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector