Елецкое кружево: история, описание и особенности народного промысла

Подробности Категория: Кружево Опубликовано 25.03.2019 12:05 Просмотров: 321

Елецкое кружево: история, описание и особенности народного промысла

Кружевоплетение является одним из видов декоративно-прикладного искусства и народного художественного промысла.

В России кружево создавалось на коклюшках тремя различными по технологии способами: численным, парным и сцепным. Для изготовления кружева необходимо оборудование: коклюшки, на которые наматывается нитка, валик («подушка», «бубен») и подставка. Для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется также крючок. Чаще всего кружево плетётся по заранее созданному рисунку – сколку.

Елецкое кружево: история, описание и особенности народного промысла

Станок, коклюшки и валик для кружевоплетенияВ России несколько действующих кружевных центров, из них самые известные Вологодский, Елецкий, Вятский (Кировский), Михайловский, Белевский.

Производство кружева сохранено и в бывших промысловых центрах Балахне и Кириши. Кружева каждой местности отличаются друг от друга стилистикой рисунка и сочетанием элементов кружева.

Современные модельеры используют традиции русского кружевоплетения в своих коллекциях. 

Мценское кружево

Елецкое кружево: история, описание и особенности народного промысла

Мценское кружево – вид русского кружева, развитого в городе Мценске Орловской области. Мценский промысел является одним из самых старинных в России.В Орловской губернии кружевом известны три города: Орёл, Елец (сейчас Елец относится к Липецкой области) и Мценск.

Мценское кружево начали плести в XVIII в. в имении помещицы Протасовой, когда она пригласила из Бельгии двух мастериц для обучения русских девочек плетению кружев. Постепенно ученицы приобрели свой стиль и стали создавать уникальные узоры.

Мценскую продукцию поставляли даже в царскую семью, а также за границу.

Школа кружевниц работает во Мценске и сейчас. Срок обучения в школе – 3 года.

В чём особенность мценского кружева?

Елецкое кружево: история, описание и особенности народного промысла

Мценское кружево плетётся на коклюшках, как и вологодское.Мы уже рассказывали о вологодском кружеве, у которого свои особенности и приёмы: более насыщенный узор и более плотный, редкое использование фоновых решёток и т.д. У мценского кружева – свои особенности.

Например, активное использование геометрических мотивов, фоновые решётки присутствуют чаще, оттого узор получается более воздушным. Мценское кружево ближе к елецкому, но оно более традиционно в том смысле, что излюбленные мотивы рисунка (павы по сторонам цветка, двуглавый орёл между веток и т.д.

) держатся очень долго и не спешат сменяться другими, более новыми. Возможно, это связано с древней традицией? Хотя и считается, что кружева в Мценске начали плести в имении помещицы Протасовой в XVIII в.

, но отдельные мастерицы занимались этим намного раньше, а на мануфактуре Протасовой работали больше на импортных сколках.

Елецкое кружево: история, описание и особенности народного промысла

Мценское кружево было необычайно тонким, ажурным и самобытным, отличалось использованием архаичных узоров. Кружево плели из белой и суровой льняной, белой, черной и кремовой шелковой, белой, красной и синей хлопчатобумажной нитей.

Мценское кружево было золотым, черным, серебряным и белым, слоновой кости. Цвет изделия зависел от ниток, которые использовали.Были и тяжёлые времена для этого промысла, когда оно почти исчезло. В наши дни мценское кружево возрождается.

Елецкое кружево

Елецкое кружево: история, описание и особенности народного промысла

Кружевной промысел в Ельце возник в середине XIX в. Сначала здесь плели шнур (гарус) для отделки солдатских мундиров. Выплетали его на больших коклюшках из шерстяной нити. Но со временем армейская форма изменилась, спрос на гарус упал, и женщины перешли на плетение кружева.

В Ельце преобладало парное кружево, самое простое.Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона.

Сначала рисунки для узоров доставлялись из-за границы, но со временем здесь появились свои самобытные художники, свой неповторимый стиль, который отличает елецкие кружева.

Елецкое кружево: история, описание и особенности народного промысла

Калязинское кружево

В Тверской губернии кружево производили в двух городах: Калязине и Торжке. В начале XIX в. Калязин называли городом крахмала и кружев. Здесь работали десятки крахмальных заводов и сотни кружевниц.

Елецкое кружево: история, описание и особенности народного промысла

Считается, что уже в конце XVIII в. в Калязине стали плести кружево на продажу, калязинцы уверены, что именно здесь сложился самый ранний кружевной промысел в России. Сначала производимые здесь кружева шли на украшения модных головных уборов.

Местные кружевницы изобрели множество своих собственных узоров, но, к сожалению, они не сохранились.

Но до сих пор известен старорусский калязинский узор – сетчатый геометрический орнамент, представляющий собой косую клетку из цепочек скани с разными заполнениями.

Елецкое кружево: история, описание и особенности народного промысла

В Калязине выплетали и тюлевое кружево с цветочными рисунками.

Но изображение определенных цветов не типично, только обобщенные мотивы, сохраняющие нежность цветочного облика благодаря воздушной технике плетения.

Калязинский тип сцепного кружева выработался к середине XIX в., выплетаемый для простыней и декоративных полотенец, с очень густым рисунком или свободно стоящими фигурами на массивном фоне.

Само полотенце обычно было из цветной шелковой ткани. Подобные нарядные полотенца представляли большую художественную ценность. Узор почти всегда повторяется: цветок-семилистник и птицы по его сторонам. Существовали другие сцепные узоры.

Торжокское кружево

В Торжке кружевоплетение тоже появилось довольно рано, c XVIII в.

Начало XIX в. Тверская губерния, ТоржокВ первой половине XIX в. в Торжке появился тип многопарного кружева. Сохранились большие подзоры, концы полотенец, отдельные прошвы и края этого рода. Орнамент разнообразный: изобразительный и геометрический.

Кружево Рязанской губернии

В Рязанской губернии различают рязанское, скопинское и михайловское кружево.В работах рязанских кружевниц были очень распространены волнистые растительные мотивы. В начале XIX в. они исполнялись цветными шелками с введением металлической нити.

Помимо традиционных геометрических и растительных, в рязанском кружеве есть группа рисунков, близких к западноевропейским. Рязань — одно из главных мест производства лёгкого кружева в России.Особенно оригинальный самобытный характер получило кружево в городе Михайлове Рязанской губернии.

В разное время здесь использовались разные типы кружевного плетения: тончайшее многопарное кружево «рязанского манера» и «травчатое», а также сцепное. Сцепная техника называлась «выкладывать вавилоны». Такими «вавилонами» обрисовывались деревья, кусты, птицы, звери, фантастические животные и другие постоянные мотивы.Третьим центром местного изготовления кружева был город Скопин.

Материал в промысле использовался разный: небеленый лён, который давал приятный кремовый тон, естественный шелк-сырец без отбелки. В Скопине плели и из тонкой черной шерстяной пряжи.

В настоящее время здесь по-прежнему плетутся мерные тонкие сорта.

Ярославское кружево

В Ярославской губернии славился рукоделиями Ростов Великий. Но кружево не сразу стало делом мастериц – его плели сначала послушницы в близлежащих монастырях и крепостные мастерицы.

Кружевной промысел в Ростове не сложился, это было занятием отдельных кружевниц. Но дошедшие до нашего времени работы отличаются прекрасным качеством.

Ростовское кружево исключительно льняное, из тонкой пряжи, как многопарное, так и сцепное.

Конец XIX в., Ярославская губерния, г. РостовИсключительно на заказ плели кружево ещё в одном городе бывшей Ярославской губернии – Романово-Борисоглебске (современный город Тутаев). Оно предназначалось для отделки постельных принадлежностей и исполнялось кусками по длине простыни, ширине полотенца и других предметов.

Край для полотенца (узор «бачино»), 1880 г. Ярославская губерния, г. Романово-Борисоглебск

Костромское кружево

В конце XVIII в. в городе Галиче Костромской губернии уже сложился определенный тип с особыми, только здесь известными узорами, и с особой манерой исполнения. Материалами служили лен, спряденный очень тонко, беленый слабо; металлическая нить; шелка нескольких цветов, преимущественно кораллово красный, травянисто-зеленый, ярко-голубой.

Галичское кружево отличается не только ценными материалами, но и прекрасной работой. Оно предназначалось в основном для парадных декоративных полотенец из тонких фабричных тканей. Орнамент галичского кружева исключительно разнообразен. В нем мало геометрических узоров, но зато много цветов, птиц, деревьев, двуглавых орлов.

Конец XVIII в., Костромская губерния, г. ГаличКружевоплетение Солигалича тоже никогда не было промыслом: плели для себя. Вместо цветочных узоров здесь преобладают геометрические.Белое льняное солигаличское кружево довольно однообразно по рисункам.

Вятское кружево

Первый кружевной промысел в Вятской губернии возник во второй половине XIX в. в Кукарской слободе. Жители Кукарки занимались разными ремеслами и торговлей, в том числе и плетением кружева. Сюда попало кружево из Великого Устюга (вологодское), и местные мастерицы сумели его воспроизвести. А дальше стали уже сами изобретать рисунки.

К концу XIX в. кукарское кружевоплетение по объему обогнало даже вологодское. Кружевницы выплетали воротнички, галстуки, рукавчики, косынки, головные сетки, пелеринки, салфеточки, оплеты носовых платков, прошивки для постельного белья и др. Плели из льняной и черной шелковой нити. Последняя служила главным образом для головных косынок.

Кукарское кружево отличается обилием новых рисунков и новыми техническими приемами, в нём часто применяется пересечение полосы полотнянки. Она составляет настоящие цепи из петель такой завернутой полосы. Этим приемом заполняется фон, создаются венчики цветов или завершаются зубцы.В 1893 г. в Кукарке открылась школа кружевниц.

Из этой школы вышло много мастериц, ставших затем педагогами в других местностях.

Уже в начале XX в. кукарское кружево вывозилось в Англию, Голландию, Швейцарию, США.

Тульское кружево

В Тульской губернии существовало два центра кружевоплетения – белевское и одоевское.

В городе Белеве для себя плели мерное («верховое») кружево специально для столового и постельного белья. Лишь со временем стали делать мелкие целые вещи: воротнички, оплеты носовых платков, иногда и предметы одежды.

В Одоевском уезде Тульской губернии кружево производили в имении Соковнина. Во второй половине XIX в. в уезде сложился промысел. В самом городе Одоеве преобладало сцепное плетение.

Городские плетеи брали за образец белевские узоры.

Нижегородское кружево

В торговом и ремесленном городе Балахна в Нижегородской губернии издавна работали гончары, плотники и резчики, а половина женского населения плела кружево. В первой половине XIX в. здесь уже сложился свой тип сцепного кружева.

Мотивы узоров типичны: павы, орлы, цветущие деревья, но особенность в том, что их очертания чётки и изысканны. Отличалось балахнинское кружево и разнообразием в формах деревьев, цветов. У орлов ясно обозначены перья, выражен взмах крыла.

В Балахне делали и геометрические узоры в виде цепей, ромбов, кругов или овалов, образованных сканью, с розетками и решетками внутри них. Подобные узоры свойственны и елецкому кружеву, но манера исполнения отличается.

Мастерицы Балахны выплетали шарфы, косынки, наколки на голову, оплеты носовых платков, воротники, части женских платьев, хотя основную долю составляло мерное кружево разных рисунков.

Промысел распространился по всему Балахнинскому уезду. Сейчас в Балахне плетут лишь отдельные любительницы этого искусства.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkie-narodnye-promysly/kruzhevo/1015-vidy-russkogo-kruzheva

Елецкое кружево. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте
  • Google+

Первые рисунки для кружевных узоров были привезены из Европы — из Германии, Бельгии и Франции, но вскоре появились местные художники и свой самобытный стиль.

Елецкое кружево: история, описание и особенности народного промысла Чёрный Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Елецкие кружева известны в России с конца XVIII века. Именно тогда здесь, в Ельце, возник один из центров, где россияне начали активно осваивать это пришедшее из Европы искусство.

«Елецкие кружева более тонкие и лёгкие, чем вологодские».

Наше время

«Елецкие кружева» сегодня — это  новые декоративные решения и технологические приемы, но не забыты и прежние традиции искусства кружевоплетения.

Елецкое кружево: история, описание и особенности народного промысла Пелерина Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Не случайно лучшие образцы работ из Ельца представлены как в коллекциях ведущих хранилищ народного искусства, так и в частных собраниях.

Елецкое кружево: история, описание и особенности народного промысла Орнамент Путеводитель по русским ремёслам, Copyright

Нынешний ассортимент продукции « Елецких кружев» — около 200 наименований. Сюда входят и строче-вышитые изделия, выпускающиеся в отдельном цехе, и, разумеется, штучные, поистине уникальные как по замыслу, так и по исполнению ручные работы. Кстати, выполняют ельчане и индивидуальные заказы. Мода на кружева была всегда.

Отличия

Главной отличительной чертой Елецкого кружева являются природные мотивы и растительные орнаменты. 

Елецкое кружево: история, описание и особенности народного промысла Сеточка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

В елецком кружеве встречаются узоры, типичные только для этой местности — «гречишка», «жемчужка2, «паучки», «вороний глаз», «павлинка2, «реченка».

Традиционно, как правило, это кружево — многопарное. Это самый сложный вид плетения. В нем применяются до нескольких сот пар коклюшек, и в отдельных случаях количество коклюшек может превышать полторы тысячи.

Елецкое кружево: история, описание и особенности народного промысла Листики Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Для плетения используют лен белый, суровый и желтоватый, шелк белый, черный, кремовый, хлопчатобумажную нить «паутинку (или пятинку) шестипасменную», которую делали специально для плетения кружев (она была и разной толщины, и цветная).

Читайте также:  Ткань рогожка для дивана: сравнение с велюром, что лучше, обивка материалом

Листики и сеточка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

От остального русского кружева это отличается тонкостью, рельефной сканью, нежным миниатюрным узором с ясным рисунком и множеством композиционных решений.

В елецких кружевах орнамент из плотной полотнянки чаще всего окружался увеличенными просветами в виде решеток, что даже в одноцветных кружевах создавало живописный переход от плотного узора к ажурному фону, состоящему из мельчайших ячеек. Зубцы же всегда заканчивались тончайшим узором из плетешков.

Источник: https://ru.russianarts.online/crafts/4827-eleckoe-kruzhevo/

Елецкое кружево, вплетенное в историю России…

Традиционный елецкий промысел – кружевоплетение – интересует людей всех возрастов – жителей города, области, приезжих со всех концов России и даже из дальнего зарубежья.

Краеведы, писатели, журналисты проявляют интерес к традиционному елецкому искусству.

Нельзя не заметить тот факт, что среди пишущих о елецком кружеве появляются новые имена молодых и талантливых журналистов, а это значит, что популярность елецкого кружева, интерес к нему возрождаются.

Согласно растиражированной средствами массовой информации точке зрения, в Ельце начали плести кружева чуть более двухсот лет назад – с 1801 года.

Именно этим годом датируется сохранившийся кружевной плат со словами: «Сей плат шила дьяконова дочь Александра Иванова, 1801-го года». Кружевное льняное полотнище украшено цветами, фигурами животных и птиц.

Они выполнены «полотнянкой» и «сеткой». О елецком происхождении данного кружева говорит изображение оленя и наличие «сетки».

Елецкое кружево: история, описание и особенности народного промысла

Казалось бы, все предельно ясно. Однако именно этот датированный плат и заставляет нас задуматься о том, когда же на самом деле зародилось кружевоплетение в Ельце.

Развитие любого вида ремесла, начинаясь с примитивных изделий, достигает совершенства только через поколения.

Изделие дьяконовой дочери Александры Ивановой говорит о том, что она была мастерицей высокого уровня (плетение фигур, да еще шелком, да еще с золотой сканью), о чем хорошо знала сама и, гордясь своим изделием, подчеркнула это, указав свое имя на плате, хотя, согласно установившейся еще в древнерусские времена традиции, автор не оставлял своего имени на изготовленном им изделии.

Дата на плате – в нашем случае 1801 год – свидетельствует о том, что в 1801 году в Ельце были кружевницы, способные выплетать изделия в высокой технике. А это означает, что кружевоплетение зародилось в Ельце много ранее указанной даты.

Но, может быть, дьяконова дочь «завезла» искусство кружевоплетения в Елец?

Каждая кружевница и каждая вышивальщица на Руси следовала в своих изделиях установленной традиции, которая передавалась от матери дочери, от учителя ученику.

И даже если допустить, что дьяконова дочь приехала в Елец из другого города, где научилась плетению, она, по всем законам развития любого ремесла, продолжала бы плести кружево в усвоенной ею манере, а не пробовать себя в качестве дизайнера, изобретая новые приемы плетения кружева (сетка) и изображая чуждые ей фигуры (олень). 

Елецкое кружево: история, описание и особенности народного промыслаВ XX веке инженеры на фабрике «Елецкие кружева» придумывали новые эскизы с новыми фигурами – гербом Советского Союза, контурами елецкого собора и многие другие.

Однако по новым  сколкам –  «в духе дня» – изготовлены были лишь единичные выставочные экземпляры. В повседневную практику кружевниц они не перешли.

Причем необходимо учитывать, что это было в уже XX веке, когда все кружевницы учились в школе, читали художественную литературу, смотрели телевизор, были знакомы с культурам разных народов, знали как о традициях кружевоплетения в других городах России, так и об иных, не елецких, технических приемах. И при всем при этом кружевницы не привнесли в свое ремесло ничего принципиально нового, приемы и узоры остались прежние, традиционно елецкие. 

Возникает новый вопрос. Если кружевоплетение в Ельце зародилось около 1801 года, то каким образом уже через 80 лет, в 1880 году по статистическим данным, в Елецком уезде насчитывалось более 1/3 кружевниц всей России? Чем объяснить такое молниеносное по меркам истории распространение кружевоплетения? Возможно ли это?

Давайте ответим на этот вопрос с позиций современной жизни. Мы живем в XXI веке. В нашем распоряжении есть всевозможные журналы, телевидение с мастер-классами, публикации в интернете с пошаговыми инструкциями, рекламирующими различные рукоделия. Выплетают кружева в ирландской технике, увлекаются макраме, изготавливают изделия из бисера и т.д.

Но все это остается на уровне единичных любительских увлечений. Нам могут возразить, что кружево в XIX веке активно продавалось и, таким образом, составляло доход  кружевниц. Если дело только в этом, то почему же тогда в соседних с Елецким уездах кружево не плели? Даже на территории Елецкого уезда плели далеко не во всех населенных пунктах.

Каждый новый вопрос вызывает множество других. И все они не дают однозначного ответа. Ясно одно: датировать начало елецкого кружевного промысла 1801 годом – значит просто не вдуматься в смысл и значение того, что имеем, даже если эта дата условна.  Однако плюс пять или минус десять-пятнадцать лет нас не продвинут вперед в понимании явления. Любая дата должна быть обоснована.

В поисках ответа на вопрос о времени происхождении елецкого кружева и о его истоках давайте еще раз тщательно и вдумчиво проанализируем известные факты, сопоставим исторические сведения с данными других наук и дисциплин, реконструируем утраченное, то есть сделаем то, к чему нас обязывает любое исследование.

Начнем с происхождения слова. Известный этимолог русского языка М. Фасмер происхождение слова «кружево» считает древнерусским и соотносит со словом «круг».

Елецкое кружево: история, описание и особенности народного промысла

Действительно, кто хотя бы однажды видел процесс плетения кружева, вынужден будет согласиться с тем, что в основе единственно возможной мотивации лежит бесконечный процесс окружения нитью воткнутых в сколок (чертеж) булавок, благодаря чему и получаются  ажурные изделия.

У каждого слова есть свой «день рождения» – более или менее точная дата происхождения.

Историк русского языка И.И. Срезневский приводит данные различных источников, начиная с Ипатьевской летописи, где неоднократно в сообщениях от XIII  века  упоминается слово «круживо».

«Кожюхъ же оловира Грецького и круживы злотыми плоскыми ошитъ» – 1252 год.

 «Княгини же его со слугами дворьными омывше его, и увиша и оксамитомъ со круживомъ, яко же достоить царемь…» – 1288 год.

  •  оксамитомъ со круживомъ, яко же достоить царемь…» – 1288 год.
  • Историки, занимающиеся развитием кружевного промысла в России, говорят о том, что все кружево, известное в России, до второй половине XVI века было иностранным, так как до нас не дошло его старинных образцов.
  •  По этому поводу у нас есть два возражения, основанием для которых являются данные приведенных нами словарей.

Елецкое кружево: история, описание и особенности народного промыслаИтак, возражение первое: не сохранилось – отнюдь не значит, что никогда не существовало. Если самая древняя сохранившаяся русская датированная книга относится к ХI веку, то это вовсе не означает, что в Х веке при принятии христианства, богослужение которого требует устойчивой и сформировавшейся книжной традиции, на Руси не было книг.

 Второе: если на Руси существовало исконное древнерусское слово кружево для обозначения изделий особого типа, то, по законам языка и простой логики, оно не могло быть образовано только для обозначения импортируемого товара.

Ввозимые товары, не имевшие аналогов на Руси, вводили, как вводят и до сих пор, в русский язык иноязычную лексику (примеры тому – заимствования петровский эпохи, в настоящее время – вся компьютерная лексика: файл, сайт, блог и др.) В цитированных отрывках наблюдаются явления такого же порядка: «оловир», «ферязь», «отлас» и т.д.

И если в языке для обозначения ввозимого товара использовалось исконное слово кружево, значит, аналогичный, свой собственный, для обозначения которого и использовалось восточнославянское слово, уже был на Руси.

Но был ли? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся еще раз к монографии историка С.П. Ершова, который в течение многих лет скрупулезно собирал материалы, касающиеся истории кружева в России.

«В 1988 году газета «Труд» опубликовала небольшое, но емкое сообщение, которое вносит коренные изменения в освещение вопроса о возникновении искусства кружевоплетения на Руси у древних славян, об истоках всего прикладного народного искусства как важной стержневой части материальной и духовной культуры страны.

При раскопках Старой Рязани археологи обнаружили сохранившиеся остатки кружева начала второго тысячелетия. Заслуженный художник РСФСР Диана Алексеевна Смирнова познакомилась с материалами археологической экспедиции…

Елецкое кружево: история, описание и особенности народного промыслаД.А Смирнова

Изучая то, что сохранилось, Д. Смирнова убедилась, что славянские древние мастерицы владели сложной техникой плетения. На реставрацию древнего кружева, восстановление сложных узоров и разгадывания техники плетения славянских мастериц Д. Смирнова затратила не один год.

И вот в результате была выполнена кружевная скатерть по древним узорам «красное лето»… Диана Алексеевна сообщает о трудностях и путях выполнения этой архисложной и очень интересной работы: «Разбирая плетение, я обратила внимание на необычное очертание некоторых рисунков. Они как-то необычно вплетались в традиционные орнаменты рязанских русских кружев.

Эти загадочные узоры напоминали пиктограммы, символы начального древнеславянского письма».

Скатерть была передана Всероссийскому музею декоративно-прикладного искусства.

Ученые-лингвисты увидели и признали в узорах элементы древнеславянской письменности, а мастера-художники в технике узоров – общий прием плетения полотнянки – «скань», характерный для древних образцов только елецких и рязанских кружев.

… Скатерть «красное лето» …является вещественным доказательством и документом, подписанным археологами и учеными-лингвистами, о славянских самобытных истоках и корнях русского художественного кружевоплетения…»

Итак, отечественный аналог привозному кружеву был. Его наличие зарегистрировано не только языком, что уже само по себе может быть неопровержимым доказательством, но и данными археологических раскопок на территории Старой Рязани.

  1.  Продолжение следует
  2. Литература:
  3. 1…Под мелодичный звон коклюшек, или Рассказ о Елецких кружевах / «Культурный сайтик»… ku48.ru›article/1101

2. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1997.

3. Давыдова С.А. Кружевной промысел Елецкого уезда. СПб, 1913.

4. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4-х томах. М., 1996. – Т. II. – с. 385.

5. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. М., 1958. – Т. I. – С. 1334.

6. Ершов С.П. Елецкие кружева и кружевницы. Елец, 2000. – С. 8-9.

Источник: http://elzem.ru/statya-vypuska/eleckoe-kruzhevo-vpletennoe-v-istoriyu-rossii.html

Елецкие кружева история промысла

КОКЛЮШЕК ТИХИЙ ЗВОН…

Елецкое кружево: история, описание и особенности народного промысла

   В октябре 2011 года художественный промысел
«Елецкие кружева»
отметит свое 210-летие. Работы елецких кружевниц славятся во всем мире. Тонкость, рельефная скань, обилие сквозных элементов, декоративная отделка ячеек фона, изысканность делает кружево уникальным.

В свободных растительных узорах сцепного кружева мастерицы стремятся передать реальные формы цветов, листьев, плодов, морозные узоры. Особенностью елецкого кружева
является изысканность, легкость, воздушность.

   Данный материал представляет собой обобщение разрозненных сведений по истории создания промысла, о его настоящем и будущем.

   Издавна искусство плетения кружев было излюбленным народным ремеслом. В старинных русских летописях есть упоминание, что мастерство кружевного плетения встречалось еще в ХIII веке. Кружева плели в ХVI и последующих веках. Кружевные фабрики, основанные на труде крепостных мастериц, славились своими изделиями и далеко за пределами нашей Родины.
   Центром кружевного искусства Липецкой области является город Елец. Кружевоплетением занимаются также в некоторых селах Становлянского, Измалковского и Данковского районов.   
Кружева
делятся на парные и сцепные. Парные кружева исполняются по сколкам, а сцепные – при помощи металлического вязального крючка, который как бы сцепляет отдельные части изделия.    Парные
елецкие кружева, выполненные из тончайших ниток с изящным, тщательно выверенным орнаментом, основаны на чередовании различных по плотности крупных и мелких форм: ромбов, кружков, треугольников, располагающихся то по вертикали, то по горизонтали, то по диагонали или в шахматном порядке.    В рисунок вводится растительный орнамент, состоящий из веток, листков, цветов, обрамляемых сложной ажурной каймой. Узор кружев прост и в то же время сложен. Он предельно ясен по форме, но у него всегда много полутонов, малозаметных переходов от открыто-белого до густо-темного.

    За последние годы усилиями художников был создан ряд высокохудожественных образцов
кружевного искусства
как с мелкой, так и с крупной орнаментикой, имеющих особый, «елецкий»
характер узоров.

Читайте также:  Повязка на голову своими руками из ткани: как сделать для девочки и женщины

В отличие от изделий мастериц других районов страны, елецкие кружева богаты более светлой сеткой, узорчатыми деталями, различной плотностью плетения, выбором новых мотивов в формах цветов и листьев.

Елецкие кружева выделяются также своеобразным построением композиции рисунка: орнамент на крупных вещах состоит из небольших отдельных растительных узоров, розеток, квадратов и нарядных решеток.

Весь рисунок кружева построен в строгом выразительном ритме: детали чередуются, но вместе составляют единую художественную, осмысленную, гармонически слитную картинку.

Елецкое кружево: история, описание и особенности народного промысла
   
Кружевное производство в Ельце
возникло из распространенного в ХVIII веке плетения гарусного шнура, которым после окраски вышивали солдатские мундиры.    Документально подтвержденной датой рождения
елецкого кружева
считают 1801 год, которым датируется сохранившееся полотенце со словами: «Сей плат шила диаконова дочь Александра Ивановна». О елецком же происхождении говорит изображение оленя и наличие полотнянки и сетки на самом изделии.    В богатых купеческих семьях и помещичьих усадьбах
кружево
, а там в первую очередь оно и появилось, плели из металлических, льняных и шелковых нитей, а для украшения одежды богатых людей использовалось золото и серебро. Ранним работам были присущи геометрические фигуры с различными решетками и орнаментом, характерным для узорного ткачества. Позднее появились тонкие и плавные растительные вкрапления, типичные для елецкого кружева более позднего периода.    К середине ХIХ века, когда
Елец
превратился в торговый город, а император Николай 1 своим указом от 1 июня 1846 года в торговых правах уравнял его с российскими губернскими и портовыми городами, кружевоплетение превратилось в кружевной промысел.    Местные мастерицы еще в первой половине ХIХ века создали особый, самобытный стиль и технику плетения типично елецкого узора с обилием прозрачных ажурных решеток, отличающих наше кружево от вологодского и рязанского.    В конце ХIХ века в Елецком уезде этим промыслом было занято более одиннадцати тысяч человек, а это треть всех кружевниц России. Елец превратился в важнейший центр производства и торговли кружевом.    Мир оценил его по достоинству. В 1873 году на Всемирной выставке в Вене творения ельчан покорили своей красотой. В 1927 году на Всемирной выставке в Париже была получена золотая медаль, в 1938 году – в Нью-Йорке.

    Самобытное искусство процветало. Среди ельчан самыми именитыми мастерами считались монахини Знаменского монастыря. Двести его насельниц создали своего рода школу для
елецких кружевниц.

Здесь выполнялись заказы для украшения церквей, одежды священнослужителей, делались штучные изделия из золотых и серебряных нитей для особ императорского двора.

Известно, что всего за месяц монахини изготовили неповторимые по красоте платья Великим Княгиням Романовым – Ольге и Ксении.

   Предприятие росло и развивалось, открылся швейный цех, где красивое ручное, а потом и машинное кружево стали пришивать к постельному белью, платьям и блузкам. Потом заработала строчевышивальная фабрика.

   Кружевной промысел Елецкого уезда является одним из наиболее крупных кустарных промыслов в России. Он городского происхождения. Сначала появился в Ельце, а оттуда перешел в уезд. Первое исследование местного кружевного промысла было произведено С.А.

Давыдовой по поручению комиссии по исследованию кустарной промышленности в России в 1880 году.

В конце ХIХ века в
Ельце
и его пригородах насчитывалось 4679 кружевниц, из которых только 500 было городских, остальные являлись жительницами пригорода, сел и деревень.

    Начало производству было положено давно, но до 50-х годов ХIХ века плетением
кружева
занимались только в купеческих семьях и в помещичьих усадьбах.    С конца 70-х годов
кружевное производство
начинает проникать в глубь уезда, причем это распространение происходило с необычной быстротой и интенсивностью. По исследованию 1880 года, промысел охватывал уже 25 населенных пунктов, или всю прилегающую к городу Ламскую волость и несколько селений соседних волостей: Воронецкой, Суворовской, Верхне-Дрезгаловской.    За тридцать лет (с 1886 года) число кружевниц в Елецком уезде увеличилось почти в 4 раза.

   
Елецкое кружево
пользовалось большой популярностью. Старое елецкое кружево отличалось не только необычайной тонкостью и тщательностью отделки, но и высокой художественностью. Местные мастерицы выработали свой особый стиль елецкого кружева, отличительной особенностью которого является мелкий стиль и тонкие, изящные мотивы.

   
Кружевное производство
расширялось. В 1913-1914 годах по Елецкому уезду было зарегистрировано 30352 взрослых женщин и девушек, 103243 подростка и 15 мужчин, занимавшихся плетением кружев. Такое увеличение количества было обусловлено тем, что в 80-е годы ХIХ века в деревню стали проникать денежные отношения и перед местным населением остро встал вопрос: где брать деньги. Распространению промысла за пределами города способствовало и появление торговых посредников, скупщиков.   
Елецкое кружево
пользовалось большой известностью благодаря необычайной тщательности отделки, высокой художественности. Местные кружевницы выработали свой особый стиль, особенностью которого являются тонкие, изящные мотивы.
   Первая мировая война произвела большие перемены на российском кружевном рынке. Сократилось промышленное изготовление и, следовательно, возрос спрос на кустарные кружева. Но подорожание сырья, снижение закупочных цен на кружева, переход на плетение белого кружева, требовавшего большей аккуратности и умения, повлекло за собой сокращение производства. Елецкое кружево: история, описание и особенности народного промысла
    Впервые елецкие кружевницы объединены в Промысловый Союз в 1924, который до 1941 находился в ведении Всероссийского кооперативного Совета. В состав Союза входило 45-49 артелей. В 1944 г., несмотря на продолжающиеся бои на фронтах, восстановлен Елецкий профсоюз кружевниц. В нем насчитывалось 7 артелей, позже – 23. Артели охватывали села – Плоское, Красное, Чернаву, Долгоруково, г.Задонск. Профсоюз действовал до 1960. Затем
Союз кружевниц
преобразован в комбинат художественных промыслов. С укреплением базы он получил статус производственного объединения «Елецкие кружева», а с началом реформ преобразован в товарищество с ограниченной ответственностью – фирму
«Елецкие кружева».   Даже в годы Великой Отечественной войны в
Ельце
не дали умереть кружевному промыслу. А в пятидесятых годах его увидели Международные выставки в Праге, Каире, Брюсселе.
   Характерной особенностью Елецкого промысла
является максимальное использование творческого ручного труда мастеров и художников, что определяет неповторимость изделий и является основой для раскрытия творческой индивидуальности мастеров. Тонкость, рельефная скань, обилие сквозных элементов, декоративная отделка ячеек фона, изысканность делают кружево уникальным. В свободных растительных узорах сцепного кружева мастерицы стремились передать реальные формы цветов, листьев, плодов, морозные узоры. Особенностью елецкого кружева является изысканность, легкость, воздушность.    Работы елецких кружевниц неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, получали медали, дипломы и награды. Коллекции изделий елецких кружевниц хранятся в Музее народного искусства, Государственном Русском музее, Государственном Музее этнографии СССР, Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства народов СССР, Липецком, Орловском, Елецком краеведческих музеях.
    К 90-м годам в России производилось столько хлопчатобумажных кружев, что продукция ельчан стала терять рынок сбыта.

    В 1996 году
«Елецкие кружева»
были на грани банкротства. Зарплата не выплачивалась месяцами, долги и убытки в тех деньгах зашкаливали за 4 миллиарда рублей. Сегодня «Елецкие кружева», продолжая «залечивать раны» прежних лет, работают на максимальном подъеме.

За последние 5 лет ежегодно объемы производства растут минимум на 150 процентов. Предприятие активно и плотно сотрудничает с 60 регионами России, ближним зарубежьем, постоянными партнерами здесь считают как минимум 200 торговых предприятий.

Иностранцы обращают внимание на «Елецкие кружева»
не случайно: в активе предприятия – более 30 дипломов и почетных грамот только за последнее время плюс две престижных золотые медали за качество.

На предприятии к этим наградам относятся серьезно: это не только заслуженная оценка труда, но и повышение престижа елецких кружев. На фабрике делается все, чтобы самый придирчивый и разборчивый покупатель не смог найти ни одного изъяна в продукции предприятия.

В истории нашего города
Немало былинных страниц.
И есть, что написаны с гордостью
Руками простых кружевниц.
Коклюшки, как гусли волшебные,
Звенят и звенят без конца…
Два века узоры отменные
Повсюду волнуют сердца.
Для них, вдохновеньем отмеченных,
Как будто для добрых друзей,
Нигде нет дорог засекреченных,
Нигде нет закрытых дверей.
Их знают в Европе и в Азии.
Будь выставка то иль музей,
Звучат, как таланта признание,
И «браво», и «гут», и «о, кей».
И промыслу этому древнему
В Ельце непременно мужать,
Поскольку все видят, что вверено
Его молодым продолжать.
Растут мастерицы умелые,
По нраву им творческий труд.
Они эстафету уверенно
В начавшийся век пронесут.
Кружева елецкие – это чудеса,
Кружева елецкие – нежная краса.
Кружева елецкие – и любовь, и труд.

Кружева елецкие знают там и тут.

Н.Бадулин, журналист, поэт.

А мне Елец всегда был дорог –
Люблю собора купола,
Что украшают древний город,
Где создаются кружева.
Бродя по улицам старинным,
Мимо распахнутых окон,
Ни с чем услышишь не сравнимый
Коклюшек тихий перезвон.
Красавица пройдет навстречу,
Стучит игриво каблучок,
И как к лицу ей, я отмечу,
Наш кружевной воротничок.
Ажурно, скромно и изящно
Вздыхают женщины в мечтах
О неподдельных, настоящих,
Ручной работы кружевах.
Сосна так много повидала – Воды в ней много утекло.
Река одна лишь точно знала,
Как зарождалось ремесло.
Она, конечно же, гордится,
Что протекать ей суждено –
Где есть такие кружевницы.
Искусство Богом им дано.
И очень радостно, бывая
В каком-то в городе в гостях,
Узнать, что о Ельце здесь знают – Наслышаны о кружевах!
* * *
Покуда связь времен жива –
В Ельце плетутся кружева…
Она плела, когда жил Пушкин,
Наш город был тогда другим,
И, незаметно став старушкой,
Все завещала молодым.
И вот уж маленькая внучка,
Забросив старые игрушки,
Своей невинной детской ручкой
Берет старинные коклюшки.
Пусть голодно, и власть сменилась,
Война гражданская идет,
Но ремесло все ж не забылось,
И вот уж девушка плетет.
Взрывали, рушили, крушили,
И плакал город о церквях,
Но красоту не погубили –
Она осталась в кружевах.
Порой узор морозный тронет
Иль паутинки тонкой сетка,
И эта красота напомнит
Ручного кружева салфетку…
Прошли года и лихолетья,
В Ельце сменилось столько лиц.
Но краше всех чудес на свете
Талант елецких кружевниц!
Покуда связь времен жива –

В Ельце плетутся кружева…

Е. Богатикова, работница фирмы «Елецкие кружева».

Документальный фильм

Режиссер:

Аркадий Красильщиков
Текст читает:

Юрий Пронин

Источник: https://archive.ph/4q4zf

Елецкие кружева как объект историко-культурного наследия

Статья посвящена истории становления и развития известного в России народного художественного промысла – Елецким кружевам.

Автор прослеживает эволюцию художественных средств, которые использовали художники кружев на разных этапах его развития, выявляет имена художников и мастеров, внесших вклад в развитие промысла, определяет значение елецкого искусства кружевоплетения в отечественной художественной культуре.

История елецкого кружева охватывает несколько столетий, хотя первые достоверные ее свидетельства – письменные источники и датированные произведения – относятся лишь ко второй половине XIX в. Бурно развиваясь на протяжении XIX столетия, кружевоплетение в Елецком уезде Орловской губернии к началу XX в. получило широкое распространение.

При этом на рубеже веков сохранялись разные формы развития народного искусства – как домашнее ремесло, так и промысел, ориентированный на потребности города. Связи между производителями кружева и потребителями осуществлялись через гигантскую сеть перекупщиков, в зависимость к которым попадали кружевницы. В целях быстрого заработка резко снизилось качество изделий.

В этот период в качестве противовеса скупщикам были организованы кустарные склады, частные кружевные школы, которые существенно изменили положение кружевниц и состояние промысла. В советский период (1918-1999 гг.) и в XXI в.

художники и мастера елецкого кружева сохранили традиционную технологию плетения, своеобразный характер узоров, благодаря чему елецкие кружева всегда узнаваемы среди прочих кружевных центров.

Однако под влиянием различных факторов экономики, идеологии, культуры в развитии елецкого промысла происходили сложные процессы, во многом нивелировавшие уникальные черты своеобразия местных кружев. И только благодаря деятельности талантливых художников, их тесному взаимодействию с ВДНХ, НИИХП, участию в многочисленных международных и Всероссийских выставках елецкое кружево получило широчайшую известность.

Ключевые слова и фразы: Елец, Елецкие кружева, Орловская губерния, народные художественные промыслы.

The article is devoted to the history of formation and development of the best-known in Russian folk art craft – Elets lace.

The author traces the evolution of art means that artists have used the lace at various stages of its development, identifies the names of the artists and craftsmen who contributed to the development of the fishery determines the value of Yelets art of lace-making in the Russian artistic culture.

The history of Yelets lace covers several centuries, although the first reliable its evidence – written sources and dated works belong only to the second half of the nineteenth century the Rapidly developing throughout the nineteenth century, tatting in Yelets uyezd of the Oryol province to the beginning of the XX century became widespread. At the turn of the century remained different form of development of folk art – as a home craft and a craft that focuses on the needs of the city. Communication between producers and consumers of lace was carried out through a gigantic network of dealers, in relation to which fell the lacemakers. For quick earnings fell sharply quality products. During this period, as opposed to the buyers of the crafts were organized warehouses, private lace school, which significantly changed the position of the lace and the status of the fishery. In the Soviet period (1918-1999 g.) and XXIC. artists and craftsmen Elets lace has retained the traditional technology of weaving, the peculiar nature of patterns, making Elets lace are always recognizable among the other lace centers. However, under the influence of various factors of economy, ideology, and culture in the development of Elets fishery is a complicated process, largely offset the unique features of the local originality of the lace.

Читайте также:  Как вшить потайную молнию в платье на спине или в боковой шов без лапки

Key words and phrases: Elets, Elets lace, Orel province, the people’s major arts and crafts.

УДК 93/94.

Источник: https://historic-journal.ru/eleckie-kruzheva-kak-obekt-istoriko-kulturnogo-naslediya/

Народные промыслы. Вологодские кружева

Вологодское кружево — особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство — таково его художественное своеобразие. О вологодском кружеве сложены стихи и песни, созданы фильмы, выпущены красочные буклеты. Вологодское кружево известно по всему миру, долгое время оно олицетворяло славу русского кружева.

  • Кружево — удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид декоративного украшения изделий из ткани и со временем обогатило сферу искусства, поражая роскошью ажурных узоров и переплетений.

Кружево делится на шитое иглой и коклюшечное. Изначально в Европе шитое кружево было принадлежностью аристократии, а кружево, плетеное на коклюшках, было распространено в народе.

Интересно то, что в истории русского коклюшечного кружева наблюдается подобное деление. Одни кружева имели аристократический характер, а другие — народный.

Первые — являлись подражанием иностранным образцам, а вторые, бывшие в употреблении у народа, оказались настолько самобытны, что трудно определить историю их происхождения.

Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей — 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре.

Долго ли существовало это обучение в монастыре — неизвестно.

Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».

Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века — из хлопчатобумажных нитей.

При ткачестве используется всего две нити — основная и уточная, при вязании — одна, а при плетении — множество нитей. В больших работах их количество достигает 60 и даже больше. Каждая нить наматывается на отдельную палочку — коклюшку.

Плетея — именно так называлась на Руси мастерица — закрепляет нить на коклюшке, кладёт её себе на колено и несколько раз катает, пока нить не займёт специально отведённое для неё углубление. Далее наступает черёд куфтыря — набитого соломой матерчатого барабана.

Его укрепляют на специальной подставке, предварительно обернув бумажным сколком. Именно в нём и хранится секрет мастерицы. Её неповторимый рисунок. Вставляя в дырочки на сколке булавки и перекидывая коклюшки, плетея переплетает нити.

Как компьютерная перфокарта задаёт программу вычислительной машине, так и простой бумажный сколок заранее определяет кружевной узор.

Художественные особенности вологодского кружева сложились уже в XVII-XVIII веках. До XIX века кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла. В 20-х годах XIX века в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц.

В середине XIX века кружевоплетение на вологодской земле превратилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных уездах. Особенно это ремесло было развито на территории Вологодского, Кадниковского и Грязовецкого уездов.

В каждом из них сложились местные особенности узоров и приемов плетения, свой круг кружевных изделий, но отличить их может только тонкий знаток этого искусства. Кружевной промысел в Вологодской губернии достиг расцвета во второй половине XIX века.

Если в 1893 году плетением занимались четыре тысячи мастериц, то в 1912 году их было почти сорок тысяч. Известность вологодского кружева перешагнула границы страны. Мода на него охватила многие страны Европы.

Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон. Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора.

В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки.

Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов.

Вологодский промысел получил широкое признание как в России, так и за рубежом. Талант и мастерство вологодских художников и кружевниц были неоднократно отмечены на многих международных и отечественных выставках.

  1. Вологодское кружево сегодня — это прежде всего кружевная фирма «Снежинка», где работают профессиональные кружевницы и опытные художники; это профессиональное училище, где обучают будущих кружевниц, а также учреждения дополнительного образования, где юные вологжане знакомятся с историей кружевоплетения и постигают основы этого мастерства.

Источник: https://mypensiya.mirtesen.ru/blog/43748304520/Narodnyie-promyislyi.-Vologodskie-kruzheva.

Елецкие кружева: история красоты. Видео

Вопреки преданиям кружево родилось не в России, а в Европе. Привезены воротнички и манжеты были первыми купцами еще в XIV веке, однако кружево распространилось лишь спустя 400 лет, когда империю захлестнула мода на тонкие и воздушные шали и накидки. Благородные дамы не жалели денег, покупая у мастериц метры уникального кружевного полотна, выполненного на коклюшках, на постельное белье.

Нельзя сказать, что ремесло кружевоплетения в городе Ельце Липецкой области прижилось легко и быстро. Город был довольно богатым, купцы и ремесленники занимались сапожничеством, выделкой и продажей кожи, разведением крупного скота, торговля была активной, а потому кружевные новинки попали в знатные дома довольно быстро, но ажиотажа не вызвали.

Жизнь кружевное искусство получило благодаря строптивому нраву местных барышень. Педагоги-гувернеры, чтобы хоть как-то успокоить купеческих дочек, придумали занимать их кружевоплетением.

Так с 50-х годов XIX века кружевами (в отличие от Европы) в России стали заниматься не крестьянки и мастеровые, а купчихи.

Вскоре обучаться этому мастерству стало почетно, барышни хвастались своим умением и активно участвовали в выставках, в том числе и международных.

Доподлинно известно, что елецкие кружева были представлены в 1873 году на выставке в Вене, да так успешно, что Старый Свет заговорил об уникальности липецкого кружева, о тонкости его исполнения

В отличие от европейских кружев, которые были большей частью однотипными и весьма прозаичными, елецкое кружево выполнялось «по наитию», мастерицы сочетали рисунки и выводили геометрические фигуры, соединяя их тонким плетением нитей. Самым популярным был цветочный орнамент и знаменитый зимний узор.

Орнаментика елецкого кружева отличается стилистическим единством и перетеканием одного элемента в другой с неизменным ритмичным повторением. Плотность плетения и тонкие элементы сочленения делают кружево потрясающе гармоничным и разным, добавляя ему тона и полутона, создавая особую рельефность.

Рисунок елецкого кружева соединяется не только по горизонтали (как в классическом кружевоплетении), но и по диагонали, вертикали

Елецкое кружево выполняется двумя способами: парным и сцепным. Сцепные кружева сочленяются крючком, а парные исполняются по сколкам, которые позволяют оставлять тонкую белую сетку, которая и отличает помимо прочего елецкое кружево, к примеру, от вологодского.

Работа эта была и остается очень кропотливой. Для того чтобы добиться особой легкости, в XIX веке мастерицы отказались от привычной беленой суконной нити в пользу тонкого руна. Для него же пришлось менять и коклюшки. Есть свидетельства, что для выведения одного «морозного узора» женщины использовали до 8 разных коклюшек, отличающихся размером, толщиной.

Источник: https://www.wday.ru/stil-zhizny/kop/eletskie-krujeva-istoriya-i-sekretyi-krasotyi/

Фабрика «Елецкие кружева»

Искусство кружевоплетения было излюбленным русским народным ремеслом. В некоторых летописях упоминается, что оно распространилось уже в 13 столетии. В 19 веке многочисленные кустарные артели по всей стране стали объединяться в крупные производственные цеха. Именно так в 1813 году образовалась фабрика «Елецкие кружева».

     Фабрика ведет историю с небольшой мастерской в имении князя Куракина. А когда в Елец протянули железную дорогу и о местных ремеслах узнали по всей России, кружевоплетением стало заниматься практически все женское население города. Сегодня предприятие продолжает оставаться важнейшим центром производства и торговли кружевом.

     Уже более двух столетий предприятие является ведущим производителем как кружевных, так и строчевышитых изделий.

В ассортименте продукции фабрики более 2000 наименований, которые изготавливаются только из натурального сырья.

Оригинальное постельное белье в благородных кружевах тончайшего плетения, кружевная отделка одежды, носовых платков, скатертей, детских тканых изделий придает каждой вещи свой особый неповторимый стиль.

     Эксклюзивные изделия — это новые декоративные решения и технологические приёмы с использованием прежних традиций народно-художественного промысла. В активе предприятия — более 600 дипломов и почетных грамот. На фабрике делается все, чтобы самый придирчивый и разборчивый покупатель не смог найти ни одного изъяна в продукции предприятия.

     Елецкое кружево — вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках. Первые рисунки для кружевных узоров были привезены из Европы — из Германии, Бельгии и Франции, но вскоре появились местные художники и свой самобытный стиль.

 Первое свидетельство о кружеве датировано 1801 годом, о чем свидетельствует прошва на полотенце с надписью: «сей плат шила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года». Кружево на этом полотенце выполнено полотнянкой и сеткой.

Елецкие кружева более тонкие и лёгкие, чем вологодские.

     В 1960 году основан Елецкий комбинат художественных изделий.

Сегодня ООО фабрика НХП «Елецкие кружева» — это около тысячи работающих как в цехах, так и на дому опытных кружевниц, это новые декоративные решения и технологические приемы, но не забыты и прежние традиции искусства кружевоплетения. Не случайно лучшие образцы работ из Ельца представлены как в коллекциях ведущих хранилищ народного искусства, так и в частных собраниях.

     Впервые Елецкие кружева были представлены на Всемирной выставке в Вене в 1873 году, причем работы елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов. С тех пор работы кружевниц из Ельца выставлялись на Всемирных выставках в Брюсселе, Париже, Монреале, Осаке где неоднократно награждались медалями и дипломами.

     Лишь за последние десять лет «елецкое чудо» экспонировалось на 120 международных выставках, всякий раз неизменно вызывая восхищение. А в 1994 году на выставке в Москве елецкие кружева были удостоены золотой медали. Они традиционно реализуются как в России, странах СНГ, так и в дальнем зарубежье.

Источник: https://ruspekh.ru/landmarks/fabrika-eletskie-kruzheva

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector