Монгольский кашемир: «ханские» изделия от гоби, особенности и характеристики

Крымский полуостров по достоинству славится своими историческими памятниками, каждый из которых бесценен и неповторим. Однако античные руины, средневековые крепости, пещерные монастыри и приморские парки можно увидеть и за пределами полуострова. Но что касается крымско-татарских дворцов, то в мире можно найти лишь один единственный – Ханский дворец в городе Бахчисарай.

Географические координаты Ханского дворца в Бахчисарае на карте Крыма GPS N 44.748898, E 33.881492

Монгольский кашемир:

Ханский дворец находиться по адресу: г. Бахчисарай ул. Речная 133, Телефон для справок Ханского дворца — +7 978 701-38-44, время работы с 9:00 до 20:00. Стоимость билетов в Ханский дворец: взрослый 300 руб. Детский 100 руб. Ханский дворец – это жилище большой ханской семьи, а также сосредоточение государственной власти, порог правосудия и место, где принимались решения, влияющие на судьбы всей восточной Европы. На протяжении двух с половиной столетий здесь рождались, жили, правили и умирали представители ханской династии Гераев. Дворец являлся не личным имуществом того или иного хана, а фамильным достоянием всей правящей династии.

Монгольский кашемир:

Прежде чем посетить Ханский дворец лучше обойти его вокруг и составить общее представление о том, насколько он велик и разнообразен. Перед Ханским дворцом расположена центральная площадь дворца. Она напоминает тенистый парк с газонами, цветниками и каштанами.

Изначально здесь был городской сад с качелями и киосками. От этого сада по сей день остались декоративные бассейны и фонтаны. Однако строители Ханского дворца задумывали эту площадь совсем иную. Она была усыпана речным песком, и на ней не было ни деревьев, ни газонов, ни водоемов.

На ее открытом пространстве можно было устраивать парады, шествия и торжества. Ханские садовники устроили на склонах четыре террасы и густо засадили их фруктовыми деревьями. Эти террасы по сей день соседствуют с Ханским дворцом, но теперь там нельзя найти ни фонтанов, ни каскадов, ни самого Ханского сада.

В 20-м веке садовые террасы были использованы под военное кладбище.

Монгольский кашемир:

Под шпилями минаретов находится Ханская мечеть. В этой части дворца располагался культовый центр.
К югу от кладбищенской ограды протянулись приземистые здания с высокими воротами. В них можно узнать бывшие ханские конюшни.

Пройдя мимо садовых террас можно попасть к стенам, над которыми возвышается деревянная башня. Здесь начиналась зона отдыха, то есть сады для прогулок ханской семьи.

Пройдя через калитку из Персидского сада можно попасть в гаремный дворик – здесь начинались приватные покои обитателей Ханского дворца.

Гарем принято считать местом, населенным исключительно женщинами. Однако если рассуждать по аналогии с Султанским дворцом в Стамбуле, то в нем могли располагаться также и личные комнаты ханов. Возможно, они находились в ныне исчезнувших постройках гарема. Ведь сегодня можно наблюдать лишь одно здание с террасой и тремя помещениями. Однако в прошлом гаремных корпусов было несколько.

Монгольский кашемир:

Ханские жилые покои находились на верхних этажах больших зданий. Среди находящихся здесь комнат, выделяют ханскую столовую, ханскую спальню и т.д.

В этих же корпусах располагались и залы официальных приемов Ханского дворца, где проходили заседания государственного совета, давались аудиенции иностранным послам, где собственно и осуществлялось управление государством.

В маленьком дворике располагалась важная дворцовая служба – ханская кухня. Известно о ней немного, но в источниках изредка встречаются описание ханских трапез: одиночных и торжественных пятничных пиров.

Монгольский кашемир:

Одной из наиболее посещаемой и людной комнатой в Ханском дворце считается зал дивана. Там решались судьбы отдельных подданных и всей страны в целом. Стены зала дивана украшены всевозможными узорами и разноцветными витражами, пол сделан из мрамора. На потолке можно наблюдать разноцветные узоры и три большие люстры.

В центре собрания восседал сам хан на троне, украшенный золотым сукном. По обеим сторонам от трона стояли табуреты, а далее тянулись длинные широкие лавки. На балкончиках в те времена сидели женщины, которых допускали на заседание ханского дивана за счет определенных привилегий.
Неподалеку от зала дивана расположена летняя беседка, которая предназначалась для отдыха хана.

По центру комнаты расположен небольшой фонтан, а по периметру комнаты размещены диваны.

Монгольский кашемир:

На территории Ханского дворца можно полюбоваться золотым фонтаном, который пристроен к стене малой ханской мечети. Он скромно стоит в дальнем углу фонтанного дворика, затерявшись среди леса красных колонн. Фонтан сделан из турецкого мрамора и украшен золотом.
Наибольшей популярностью в Ханском дворце пользуется Фонтан слёз.

Посетителей данный фонтан манит своей красотой и изысканностью, а также интересной легендой.
Самой таинственной частью Ханского дворца считается гарем. Вход в гарем украшен тонкой цветочной резьбой. В гареме проживало четыре жены хана, одна из которых была старшей женой, а три других – младшие жены.

При Ханском дворце существовал штат женской прислуги, который обслуживал хана в количестве не менее ста человек.

В ханских покоях наборные расписные потолки, их узоры в каждой комнате разные. Разнообразием отличаются и цветные витражи в окнах. В большинстве комнат расположены камины, каждый из которых по-своему уникален. Центром ханских покоев является гостиная, где ханы проводили неофициальные приёмы.

С данной гостиной можно пройти в любой уголок ханских покоев.
Сложно сказать, сколько людей обитало в этом большом ханском доме в Бахчисарае. Несомненно, то, что Ханский дворец был людным и многонаселённым местом, домом для нескольких сотен человек, целым городом в миниатюре.

Ханский дворец пожалуй самый необычный в плеяде дворцов Крыма и его достопримечательностей.

Ханский дворец в Бахчисарае на карте Крыма

Источник: https://www.krym4you.com/dostoprimechatelnosti/dvorcy/hanskij-dvorec/

Батый (Бату) Саин-хан

Монгольский хан, внук Чингисхана, предводитель общемонгольского похода в Восточную и Центральную Европу в 1236—1242 годах. 

Отец Батыя Джучи-хан, сын великого завоевателя Чингисхана, получил по отцовскому разделу земельные владения монголов от Аральского моря на запад и северо-запад.

Удельным ханом чингизид Батый стал в 1227 году, когда новый верховный правитель огромной Монгольской державы Угедей (третий сын Чингисхана) передал ему земли отца Джучи, в которые входили Кавказ и Хорезм (владения монголов в Средней Азии).

Земли хана Батыя граничили с теми странами на Западе, которые предстояло завоевывать монгольскому войску — так велел его дед, величайший завоеватель в мировой истории. 

В свои 19 лет хан Батый был уже вполне сложившимся монгольским правителем, основательно изучившим тактику и стратегию ведения войн его прославленным дедом, усвоившим воинское искусство конного монгольского войска.

Сам он был прекрасным наездником, метко стрелял из лука на полном скаку, умело рубился саблей и владел копьем.

Но главное — опытный полководец и правитель Джучи научил сына командовать войсками, повелевать людьми и избегать распрей в разрастающемся доме чингизидов. 

То, что молодой Батый, получивший вместе с ханским троном окраинные, восточные владения Монгольской державы, продолжит завоевания великого деда, было очевидным.

Исторически степные кочевые народы двигались по проторенному за многие столетия пути — с Востока на Запад. Основатель же Монгольского государства за свою долгую жизнь так и не успел покорить всю Вселенную, о чем он так мечтал.

Это Чингисхан завещал потомкам — своим детям и внукам. Пока же монголы копили силы. 

Наконец, на курултае (съезде) чингизидов, собранном по инициативе второго сына великого хана Октая в 1229 году, было решено привести план «потрясателя Вселенной» в исполнение и завоевать Китай, Корею, Индию и Европу. 

Монгольский кашемир:

Главный удар вновь направлялся на Запад от восхода солнца. Для покорения кипчаков (половцев), русских княжеств и волжских булгар было собрано огромное конное войско, которое должен был возглавить Батый.

Его братья Урда, Шейбан и Тангут, его двоюродные братья, среди которых были будущие великие ханы (монгольские императоры) — Куюк, сын Угедея, и Менке, сын Тулуя, вместе со своими войсками также поступали под его командование.

В поход уходили не только монгольские войска, но и войска подвластных им кочевых народов. 

Батыя сопровождали также выдающиеся полководцы монгольской державы — Субэдэй и Бурундай. Субэдей уже воевал в кипчакских степях и в Волжской Булгарии. Он же был одним из победителей в битве монголов с объединенным войском русских князей и половцев на реке Калка в 1223 году. 

В феврале 1236 года огромное монгольское войско, собранное в верховьях Иртыша, выступило в поход. Хан Батый вел под своими знаменами 120—140 тысяч человек, но многие исследователи называют цифру гораздо большую.

За год монголы завоевали Среднее Поволжье, Половецкую степь и земли камских булгар. Любое сопротивление жестоко каралось. Города и селения сжигались, их защитники поголовно истреблялись.

Десятки тысяч людей становились рабами степных ханов и в семьях рядовых монгольских воинов. 

Дав своей многочисленной коннице отдохнуть в привольных степях, хан Батый в 1237 году начал свой первый поход на Русь. Вначале он напал на Рязанское княжество, граничившее с Диким полем.

Рязанцы решили встретить врага в приграничье — у воронежских лесов. Высланные туда дружины все полегли в неравной сече.

Рязанский князь обратился за помощью к другим удельным князьям-соседям, но те оказались безучастными к судьбе Рязанщины, хотя беда пришла на Русь общая. 

Рязанский князь Юрий Игоревич, его дружина и простые рязанцы и не думали сдаваться на милость врага. На издевательское требование привести в его стан жен и дочерей горожан Батый получил ответ «Когда нас не будет, возьмешь все».

Обращаясь к своим дружинникам, князь сказал «Лучше нам смертию славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть». Рязань затворила крепостные ворота и изготовилась к защите.

Все горожане, способные держать в руках оружие, поднялись на крепостные стены. 

16 декабря 1237 года монголы осадили города-крепости Рязани. Чтобы измотать ее защитников, штурм крепостных стен велся беспрерывно, днем и ночью.

Штурмующие отряды сменяли друг друга, отдыхали и вновь устремлялись на приступ русского города. 21 декабря неприятель ворвался через пролом в город. Сдержать этот многотысячный поток монголов рязанцы были уже не в силах.

Последние схватки проходили на горящих улицах, и победа воинам хана Батыя досталась дорогой ценой. 

Однако уже вскоре завоевателей ждала расплата за уничтожение Рязани и истребление ее жителей. Один из воевод князя Юрия Игоревича — Евпатий Коловрат, бывший в дальней поездке, узнав о вражеском нашествии, собрал воинский отряд в несколько тысяч человек и стал неожиданно нападать на незваных пришельцев.

В схватках с воинами рязанского воеводы монголы стали нести большие потери.

В одном из боев отряд Евпатия Коловрата был окружен, и остатки его погибли вместе с отважным воеводой под градом камней, которыми стреляли метательные машины (наиболее мощные из этих китайских изобретений метали огромные камни весом до 160 килограммов на несколько сот метров). 

Монгольский кашемир:

Бату-хан на троне Золотой орды

Монголо-татары, быстро опустошив рязанскую землю, перебив большую часть ее жителей и взяв многочисленный полон, двинулись против Владимиро-Суздальского княжества.

Хан Батый повел свое войско не прямо на стольный град Владимир, а в обход через Коломну и Москву, чтобы миновать глухие Мещерские леса, которых степняки побаивались.

Они уже знали, что леса на Руси были лучшим укрытием для русских воинов, и борьба с воеводой Евпатием Коловратом многому научила завоевателей. 

Навстречу врагу из Владимира вышло княжеское войско, во много раз уступавшее по численности силам Батыя. В упорном и неравном сражении под Коломной княжеская рать была разбита, и большая часть русских воинов погибла на поле брани.

Затем монголо-татары сожгли Москву, тогда небольшую деревянную крепость, взяв ее приступом. Такая же участь постигла и все прочие небольшие русские городки, защищенные деревянными стенами, которые встречались на пути ханского войска.

 

3 февраля 1238 года Батый подошел к Владимиру и осадил его. Великого князя владимирского Юрия Всеволодовича не было в городе, он собирал дружины на севере своих владений.

Встретив решительное сопротивление владимирцев и не надеясь на скорый победный штурм, Батый с частью своего войска двинулся к Суздалю, одному из самых больших городов на Руси, взял его и сжег, истребив всех жителей. 

После этого хан Батый возвратился к осажденному Владимиру и начал устанавливать вокруг него стенобитные машины. Чтобы не дать защитникам Владимира вырваться из него, город за одну ночь обнесли крепким тыном.

7 февраля столица Владимиро-Суздальского княжества была взята штурмом с трех сторон (от Золотых ворот, с севера и со стороны реки Клязьмы) и сожжена. Такая же участь постигла все другие города на земле Владимировщины, взятые с боя завоевателями.

На месте цветущих городских поселений оставались только пепелища и развалины. 

Тем временем великий князь владимирский Юрий Всеволодович успел собрать небольшое войско на берегах реки Сити, куда сходились дороги из Новгорода и с Русского Севера, из Белоозера.

Точных сведений о противнике князь не имел. Он ожидал подхода новых отрядов, но монголо-татары нанесли упреждающий удар.

Монгольское войско к месту сражения двигалось с разных сторон — от сожженного Владимира, Твери и Ярославля. 

4 марта 1238 года на реке Сити рать великого князя владимирского сошлась с полчищами Батыя. Появление вражеской конницы оказалось неожиданным для владимирцев, и они не успели построиться в боевой порядок.

Читайте также:  Вышитые броши: бисером, как пришивать к фетру своими руками, мастер класс

Битва закончилась полной победой монголо-татар — слишком неравными оказались силы сторон, хотя русские ратники бились с великим мужеством и стойкостью.

Это были последние защитники Владимиро-Суздальской Руси, погибшие вместе с великим князем Юрием Всеволодовичем. 

Затем ханские войска двинулись на владения Вольного Новгорода, но до него не дошли. Начиналась весенняя распутица, лед на реках трещал под копытами коней, а болота превращались в непроходимую трясину.

Степные кони за утомительный зимний поход растеряли свою прежнюю силу. К тому же богатый торговый город располагал немалыми военными силами, и на легкую победу над новгородцами рассчитывать не приходилось.

 

Монголы две недели осаждали город Торжок и только после нескольких штурмов смогли его взять. В начале апреля Батыево войско, не дойдя до Новгорода 200 километров, около урочища Игнач Крест, повернуло назад, в южные степи. 

Монгольский кашемир:

Монголо-татары сжигали и грабили все на своем обратном пути в Дикое поле. Ханские тумены шли на юг загоном, как на охотничьей облаве, чтобы никакая добыча не могла выскользнуть из их рук, стремясь захватить как можно больше пленников. Рабы в Монгольской державе обеспечивали ее материальное благополучие. 

Ни один русский город не сдался завоевателям без боя. Но раздробленная на многочисленные удельные княжества Русь так и не смогла объединиться против общего врага. Каждый князь бесстрашно и храбро во главе своей дружины защищал собственный удел и погибал в неравных битвах. К совместной защите Руси никто из них тогда не стремился. 

На обратном пути хан Батый совершенно неожиданно задержался на 7 недель под стенами небольшого русского городка Козельска. Собравшись на вече, горожане решили защищаться до последнего человека.

Только с помощью стенобитных машин, которыми управляли пленные китайские инженеры, ханскому войску удалось ворваться в город, проломив сперва деревянные крепостные стены, а потом взяв штурмом еще и внутренний крепостной вал. Во время штурма хан потерял 4 тысячи своих воинов.

Батый назвал Козельск «злым городом» и приказал перебить в нем всех жителей, не пощадив и младенцев. Разрушив город до основания, завоеватели ушли в волжские степи.

 Отдохнув и собравшись с силами чингизиды во главе с ханом Батыем в 1239 году совершили новый поход на Русь, теперь уже на ее южные и западные территории. Расчеты степных завоевателей на легкую победу вновь не оправдались. Города русичей приходилось брать штурмом.

Сперва пал пограничный Переяславль, а затем большие города, княжеские столицы Чернигов и Киев. Стольный град Киев (оборону его после бегства князей возглавил бесстрашный тысяцкий Дмитрий) был взят с помощью таранов и метательных машин 6 декабря 1240 года, разграблен и затем сожжен. Большую часть его жителей монголы истребили.

Но и сами понесли существенные потери в воинах. 

После овладения Киевом батыевы полчища продолжили завоевательный поход по Русской земле. Опустошению подверглась Юго-Западная Русь — Волынская и Галицкая земли. Здесь, как и в Северо-Восточной Руси, население спасалось в глухих лесах. 

Так с 1237 по 1240 год Русь подверглась небывалому в ее истории разорению, большинство ее городов превратилось в пепелища, а многие десятки тысяч людей были уведены в полон. Русские земли лишились своих защитников. Княжеские дружины бесстрашно бились в сечах и погибали. 

Монгольский кашемир:

В конце 1240 года монголо-татары тремя большими отрядами вторглись в Центральную Европу — в Польшу, Чехию, Венгрию, Далмацию, Валахию, Трансильванию. Сам хан Батый во главе главных сил вышел на венгерскую равнину со стороны Галиции.

Весть о движении степного народа привела в ужас Западную Европу. Весной 1241 года монголо-татары в сражении при Лигнице в Нижней Силезии разбили 20-тысячное рыцарское войско Тевтонского ордена, немецких и польских феодалов.

Казалось, что и к западу от испепеленной Русской земли ханское войско ждут пусть хоть и трудные, но все же успешные завоевания

Но вскоре в Моравии под Оломоуцем хан Батый столкнулся с сильным сопротивлением чешского и немецкого тяжеловооруженного рыцарского войска. Здесь один из отрядов под командованием богемского военачальника Ярослава разбил монголо-татарский отряд темника Петы.

В самой Чехии завоеватели столкнулись с войсками самого чешского короля в союзе с австрийским и каринтийскими герцогами.

Теперь хану Батыю приходилось брать не русские города с деревянными крепостными стенами, а хорошо укрепленные каменные замки и крепости, защитники которых и не думали сражаться в чистом поле с батыевой конницей. 

Сильное сопротивление армия чингизида встретила в Венгрии, куда она вошла через Карпатские перевалы. Узнав об опасности, венгерский король начал сосредоточивать свои войска в Пеште. Простояв под стенами города-крепости около двух месяцев и опустошив окрестности, хан Батый не стал штурмовать Пешт и ушел от него, стремясь выманить королевские войска из-за крепостных стен, что ему и удалось. 

История жизни Бату

Крупное сражение монголов с венграми произошло на реке Сайо в марте 1241 года.

Венгерский король приказал своим и союзным войскам встать на противоположном берегу реки укрепленным лагерем, окружив его обозными повозками, а мост через Сайо усиленно охранять.

Ночью монголы захватили мост и речные броды и, перейдя через них, встали на соседних с королевским лагерем холмах. Рыцари попытались было атаковать их, но были отбиты ханскими лучниками и камнеметными машинами

 

Когда из укрепленного лагеря вышел второй рыцарский отряд для атаки, монголы окружили его и уничтожили. Хан Батый приказал оставить свободным проход к Дунаю, в который и устремились отступавшие венгры и их союзники.

Монгольские конные лучники повели преследование, внезапными наскоками отрезая «хвостовую» часть королевского войска и уничтожая ее. В течение шести дней оно было почти полностью уничтожено.

На плечах бежавших венгров монголо-татары ворвались в их столицу город Пешт. 

После взятия венгерской столицы ханские войска под командованием Субэдея и Кадана разорили многие города Венгрии и преследовали ее короля, отступившего в Далмацию. Одновременно большой отряд Кадана прошел Славонию, Хорватию и Сербию, грабя и сжигая все на своем пути. 

Монголо-татары дошли до берегов Адриатики и на облегчение всей Европе повернули своих коней обратно на Восток, в степи. Случилось это весной 1242 года. Хан Батый, чьи войска понесли значительные потери в двух походах против Русской земли, не решался оставить в своем тылу завоеванную, но не покоренную страну. 

Обратный путь через южно-русские земли уже не сопровождался ожесточенными боями. Русь лежала в развалинах и пепелищах. В 1243 году Батый создал на захваченных землях огромное государство — Золотую Орду, чьи владения простирались от Иртыша до Дуная. Своей столицей завоеватель сделал город Сарай-Бату в низовьях Волги, близ современного города Астрахани. 

Русская земля стала на несколько столетий данником Золотой Орды. Теперь русские князья получали ярлыки на владение своими родовыми удельными княжествами в Сарае, от золотоордынского властителя, который хотел видеть покоренную Русь только слабой. Все население было обложено тяжелой ежегодной данью. Любое сопротивление русских князей или народное возмущение сурово каралось. 

Посланник Папы Римского к монголам Джиованни дель Плано Карпини, итальянец по происхождению, один из основателей монашеского ордена францисканцев, писал после торжественной и унизительной для европейца аудиенции у властелина Золотой Орды 

«…Батый живет с полным великолепием, имея привратников и всех чиновников, как Император их. Он также сидит на более возвышенном месте, как на троне, с одною из своих жен; другие же, как братья и сыновья, так и иные младшие, сидят ниже посредине на скамейке, прочие же люди — сзади их на земле, причем мужчины сидят направо, женщины — налево». 

В Сарае Батый жил в больших шатрах из льняной ткани, раньше принадлежавших венгерскому королю. 

 

Свою власть в Золотой Орде хан Батый поддерживал военной силой, подкупами и вероломством. В 1251 году он участвовал в государственном перевороте в Монгольской империи, во время которого при его поддержке великим ханом стал Мунке. Однако хан Батый и при нем чувствовал себя вполне независимым правителем. 

Батый развил военное искусство своих предшественников, прежде всего своего великого деда и отца. Для него были характерны внезапные нападения, стремительность действий большими массами конницы, уклонение от крупных сражений, которые всегда грозили большими потерями воинов и коней, изматывание противника действиями легкой конницы. 

Одновременно хан Батый прославился своей жестокостью. Население завоеванных земель подвергалось массовому истреблению, что являлось мерой устрашения противника. С именем хана Батыя в российской истории связано начало золотоордынского ига на Руси.

Источник: https://tunnel.ru/post-batyjj-batu-sain-khan

Каракорум (город)

Древний город Монголии

Каракорум — бывшая столица монгольского государства, сегодня — провинциальный монгольский город. В монгольском произношении его название звучит как Харахорин, Хархорум или Хархорин, в глубокой древности он именовался Карахорум. Все эти названия — производные, от монгольского же наименования окружающих гор.

Место строительства столицы Монгольской империи было выбрано в плодородном месте: верховья реки Орхон считаются одним из старейших земледельческих районов страны.В 1218-1219 гг. Чингисхан (около 1155/1162-1227 гг.) — основатель и первый великий хан Монгольской империи — завершил поход против государства Хорезмшахов, разрушив десятки больших городов, истребив и продав в рабство миллионы горожан.

Удачное завершение похода вождь всех монголов решил отметить основанием столицы империи: до этого главного города как такового не было, и столица фактически кочевала вместе с самим Чингисханом.Некоторые сведения о Каракоруме содержатся в китайских летописях и дневниках европейских путешественников XIII в.: итальянцев Плано Карпини (ок. 1182-1252 гг.) и Марко Поло (1254-1324 гг.

), а также фламандца Гильома де Рубрука (ок. 1220 — ок. 1293 гг.).Исходя из этих записей и археологических раскопок, датой основания города считается 1220 г., когда ставка Чингисхана была перенесена на берега реки Орхон, к подножию горы Малахита: место удобное, здесь еще в XII в. находилась ставка хана монголоязычных племен кереитов.

Каракорум оставался столицей Монгольской империи с 1220 по 1260-е г. Впрочем, до 1235 г. это был не город, а огромное скопище юрт. Лишь после того, как к 1234 г. Угэдэй (ок. 1186-1241 гг.) — наследник Чингисхана — завершил завоевание Цзиньской империи и монголы захватили весь Северный Китай, началось строительство крепостных стен и постоянного жилья.

В необходимости этого Угэдэя убедили его советники: в ставку хана постоянно приезжали послы и делегации из покоренных стран, и их требовалось поразить величием императора.Сам же Каракорум превратился в центр монгольского государства. Здесь был построен ханский дворец «Десять тысяч лет благоденствия» (Тумэн Амгалант), ближайшие родственники хана также были обязаны построить здесь по дворцу.

Но даже в стационарной столице сохранились порядки кочевья: дворцы соседствовали с кварталами оружейников, каменные дома — с юртами. Все вместе были обнесены крепостной стеной. Фактически столица представляла собой гигантский военный лагерь, откуда шло управление империей и снабжение войск вооружением.

Во времена ханов Угэдэя и последовательно сменивших его Гуюке и Мункэ в Каракорум приезжали, чтобы выразить свою покорность, правители захваченных монголами стран. Здесь принимались решения, определявшие судьбы миллионов людей и целых стран.Путешественники отмечают, что монголы были терпимы к разным религиям: в Каракоруме были воздвигнуты христианские и буддийские храмы и мусульманские мечети.

В 1260 г. закончилась столичная жизнь Каракорума: хан Хубилай перенес столицу Монгольской империи из Каракорума ближе к бывшей столице чжурчжэней — Чжунду. Она получила название Ханбалык, и позднее была переименована в Пекин.Утративший свое значение город был бы разрушен кочевниками, если бы в 1585 г.

здесь не построили первый в Северной Монголии постоянный буддийский монастырь Эрдэнидзу, благодаря которому люди остались в городе.Каракорум — столица монгольского государства, у восточного подножия Хангайских гор, в верхнем течении реки Орхон. Сохранились остатки дворца хана Угэдэя, ремесленных кварталов и культовых построек.

Послы сопредельных стран и посланцы покоренных монголами народов назвали город Каракорум не иначе, как «само великолепие». От него мало что сохранилось, но и эти останки впечатляют размахом строительства.Долгое время считалось, что Каракорум исчез безвозвратно, а руины на его месте к нему не имеют никакого отношения. Планомерные исследования Каракорума начались в концеXIX в.

: русский ученый Николай Ядринцев (1842-1894 гг.) обследовал развалины Каракорума. Точно подтвердил то, что это именно Каракорум, востоковед Алексей Позднеев (1851-1920 гг.).В середине XX в. здесь работала советско-монгольская археологическая экспедиция.

В юго-западной части города были обнаружены остатки дворца Угэдэя: оказалось, что он построен не прямо на земле, а на земляной платформе с гранитным цоколем. Кровля дворца была сложена из поливной черепицы, а крыша опиралась на 72 деревянные колонны, стоявшие на гранитных блоках.Самое удивительное открытие оказалось под дворцом: здесь были обнаружены остатки буддийского святилища кон. XII — нач.

XIII в. со стенной росписью.Сохранились остатки планировки города, и оказалось, что в центральной его части находились торгово-ремесленные кварталы, гончарные печи и остатки кузниц. Было здесь налажено еще и простое чугунолитейное производство, которым занимались главным образом ремесленники-рабы.

Они же занимались обработкой меди, золота, серебра, железа, изготавливали стекло, керамику и ювелирные изделия. Кирпичи для дворцовых стен изготавливались тут же, в четырех больших круглых печах, чьи основания сохранились до наших дней.Каракорум оказался весьма благоустроенным для того времени и этого места.

Дороги в нем были вымощены булыжником, в домах было установлено подобие центрального отопления под полом.Были найдены также пашни, орошавшиеся каналами, отведенными от реки Орхон.Одни из самых любопытных находок — большие каменные черепахи, что были установлены буддийскими монахами на границах города.

Читайте также:  Белый тюль с рисунком или без: как выбрать ткань и дизайн внешнего вида

Они были призваны оберегать город так же, как Будда, который однажды явился миру в виде черепахи, чтобы спасти людей. У черепах было и более практическое применение: они служили постаментами для каменных стел, на которых вывешивались ханские указы.Во время одной из попыток возродить город, в XVI в.

, рядом с развалинами из камней прежнего Каракорума был возведен монастырь Эрдэнидзу, или «Храм Сокровища». Главное место в нем занимают храмы Гурбандзу (Три Сокровища), олицетворяющие три этапа жизни Будды.В 2004 г. ЮНЕСКО дало Каракоруму вместе с обширной территорией название «Культурный ландшафт долины реки Орхон» и внесло в список объектов Всемирного наследия.На месте бывшей столицы открыт историко-археологический музей «Хархорум», целью которого объявлено не только собирание и систематизация уникальных памятных предметов, но и «пропаганда истории и культуры, связанных с всемирным наследием долины реки Орхон». Центральное место в экспозиции занимает миниатюрный макет города.В настоящее время Каракорум (Хархорин) — город, центр сомона (волости) Хархорин. Дома нынешних горожан вплотную примыкают к развалинам древней столицы монголов.

Главные источники доходов местного населения — обслуживание туристов и занятие сельским хозяйством. Здесь выращивают зерновые, орошая поля, что расположены к востоку от города, водами реки Орхон.

Общая информация

Местонахождение: Центральная Азия.

Административное положение: город, сомон Хархорин, аймак Уверхангай, Монголия.Дата основания: 1220 г.

Язык: монгольский.

Этнический состав: монголы.Религии: буддизм, ислам.

Денежная единица: монгольский тугрик.

Река: Орхон.

Аэропорт: международный аэропорт Чингисхан (Улан-Батор).Площадь: 20,5 км2.

Население: 8977 чел. (2003 г.).Плотность населения: 437,9 чел/км2.

Дворец Угэдэя: длина — 55 м, ширина — 45 м.

Удаленность: 370 км на юго-запад от Улан-Батора.

Климат и погода

Резко континентальный.

Суровая зима, сухое жаркое лето.Средняя температура января: -20°С.

  • Средняя температура июля: +18,5°С.
  • Среднегодовое количество осадков: 250 мм.
  • Относительная влажность воздуха: 50-60%.

Экономика

Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.■ Исторические: развалины дворца Угэдэя (XIII в.), остатки мастерских и печей для обжига и сушки кирпичей (XIII в.), каменные изваяния черепах (XIII в.), буддийский монастырь Эрдэнидзу (1585 г.).■ Культурные: музей «Хархорум» (2007 г.).

■ Согласно воспоминаниям путешественников, побывавших в Каракоруме, одной из главных его достопримечательностей было механическое серебряное дерево, сконструированное парижским мастером Гийомом Буше. Устройство действительно представляло собой дерево из серебра и других драгоценных металлов, стоявшее посреди двора во дворце Угэдэя.

С ветвей дерева свисали серебряные плоды, а его ствол обвивали четыре золотые змеи. На вершине дерева стояла фигура с трубой. Когда хан желал угостить гостей напитками, механическая фигура подносила трубу к губам и выдувала мелодию, после чего из пастей золотых змей начинали извергаться напитки — кумыс, мед, рисовое пиво и вино — прямо в фонтан у корней дерева.

■ К городу Каракорум ведет хорошая асфальтированная дорога, что в Монголии нечастое явление. Одно это уже указывает на высокую степень важности Каракорума для национального самосознания монголов.■ В 80 км к юго-востоку от Каракорума (Хар-хорина) находится географический центр Монголии.

■ В записках путешественников утверждается, что ежедневно в Каракорум приходило до 500 верблюдов, груженных продуктами и товарами.■ При раскопках древней столицы монголов в 1950 г. обнаружено чугунолитейное производство, на котором для нужд армии изготавливались втулки (цуны) телег и повозок внешним диаметром до 9 см.

■ Периодически власти Монголии выдвигают проекты воссоздания столицы монголов в Каракоруме как «вечного символа» народа. Однако, ни один проект не был осуществлен как по политическим, так и по финансовым причинам.

■ Экспедиция в Каракорум, осуществленная Н.М.

Ядринцевым, осталась в науке как самая результативная и одновременно кратковременная за всю историю исследований в Центральной Азии. Путешествие общей протяженностью около 2 тыс. км на лошадях от Кяхты до верховьев Орхона и обратно заняло 50 дней и обошлось в мизерную (по тем временам) сумму — одна тысяча рублей: 400 выделило Российское Географическое общество, 600 — вложили сами участники экспедиции.

Источник: https://geosfera.org/aziya/mongoliya/2041-karakorum-gorod.html

6. Монголо-татарское иго, его влияние на экономическое и политическое развитие страны

К
началу 13 в. монголы под предводительтством
Чингис-хана объединили под своим крылом
большинство народов востока Евразии
(северной и срединной частей), после
чего ими был захвачен Китай.

Русские
впервые пересеклись с этим степным
народом, когда убили их послов. Этим они
и с отрицательной стороны привлекли
внимание монголов. Монгольские
парламентёры были посланы на Русь с той
целью, чтобы переубедить восточных
славян поддерживать половцев. Последние
были врагами монголов.

В
1223 г. на реке Калке объединённая армия
русских и половцев потерпела поражение
от монголо-татар. На Русь надвигалось
монголо-татарское нашествие…

Русь
под монголо-татарским игом

В
1238 г. хан Батый подошёл к границам
Киевской Руси. Та в свою Монголо-татарское
нашествие на Русьочередь представляла
собой множество раздробленных княжеств,
некоторые из которых враждовали между
собой.

Монголами достаточно легко были
взяты Рязань, Владимир, Чернигов и Киев.
Самое упорное сопротивление иноземцам
оказал маленький городок Козельск,
продержавшись семь недель.

Некоторые
города, к примеру Углич, просто откупились
от монголов и не пострадали от них.

В
результате вся территория Киевской
Руси оказалась под властью хана Батыя
и начались годы ордынского ига.
Монголо-татары не стали создавать
колонии на русской территории, а просто
обложили её данью. В связи с этим в
основном русские князья принимали
следующую позицию. Дабы избежать
бессмысленного кровопролития, исправно
платили дань хану и постепенно накапливали
силы.

Для
того чтобы можно было избавиться от
монгольского ига необходимо было русским
княжествам объединиться. Здесь стоит
отметить длительную борьбу между Москвой
и Тверью за то, чтобы стать центром
объединения. В итоге победу одержала
Москва.

Больших
успехов добился Московский князь Иван
Калита. От монгольского хана он получил
возможность самому собирать и доставлять
в Золотую Орду дань. Соответственно
никто контролировать его не мог и он
мог спокойно не доплачивать в Орду,
поэтому накопил много денег для
Московского княжества.

Освобождение
от Ордынского ига Руси

Москва
постепенно под своим главенством
собирала раздробленные русские земли.
В свою очередь часть ордынцев шла на
службу к Московскому царю. Достаточно
много монголо-татар покинуло свою землю,
когда ордынский хан Узбек принял ислам
и заставлял свой народ делать тоже
самое. Для многих из них это было
недопустимо, так как они не могли поменять
своей веры.

К
середине 14 в. уже в самом монгольском
улусе начинаются междоусобицы, он
распался на Золотую, Белую и Синюю Орды.

Эти
обстоятельства создавали благоприятную
почву для избавления Руси от
монголо-татарского ига.

Во
второй половине 14-го века монгольский
тысячник Мамай захватил власть в Золотой
орде, а хан Тохтамыш с этим монголо-татарское
иго на земле русскойсмириться не мог и
нашёл себе союзника в лице внука Ивана
Калиты Дмитрия Донского, который
возглавлял практически все Русские
княжества.

За долгие годы у русских
появилась замечательная возможность
сразиться с монголами, так как воевать
им пришлось не против единого мощного
монгольского улуса, а против его западной
области – Золотой Орды. И в 1380 г. после
упорной битвы с ордынцами русские
наконец добились долгожданной победы
на Куликовом поле.

Стоит отметить, что
костяк русской конницы составляли
ордынцы, перешедшие на службу к Московскому
князю. Но расслабляться было рано.

После
этой победы хан Тохтамыш вернул себе
власть в Золотой Орде, Москва же платить
дань перестала и союзники теперь стали
врагами. В 1382 г. монгольский хан обманом
взял Москву и разграбил её. Но всё же
процесс избавления русских от ордынского
ига был необратим, ведь они объединялись
и хорошо окрепли, а монголы наоборот
истощали себя междоусобными войнами.

Вскоре
русские опять перестали платить дань
монголам, а Московский князь Иван III
окончательно объединил русские княжества.
К этому времени Золотая Орда распалась
на отдельные ханства. Монголам не удалось
поправить положения.

В
1480 г. Русь официально избавилась от
монголо-татарского ига. После чего уже
русские отправились покорять восток.

Каковы
же последствия нашествия монголо-татар
для Древнерусского государства? Нашествие
кочевников сопровождались массовыми
разрушениями русских городов, жители
безжалостно уничтожались или уводились
в плен. Это привело к заметному упадку
русских городов — население уменьшалось,
жизнь горожан становилась беднее,
захирели многие ремесла.

Монголо-татарское
нашествие нанесло тяжелый удар основе
городской культуры — ремесленному
производству. Так как разрушения городов
сопровождалось массовыми уводами
ремесленников в Монголию и Золотую
Орду. Вместе с ремесленным населением
русского города утрачивали многовековой
производственный опыт: мастера уносили
с собой свои профессиональные секреты.

Надолго исчезают сложные ремесла, их
возрождение началось лишь спустя 15 лет.
Навсегда исчезло древнее мастерство
эмали. Беднее стал внешний вид русских
городов. Качество строительства в
последствие также сильно понизилось.
Не менее тяжелый урон нанесли завоеватели
и русской деревне, сельским монастырям
Руси, где жило большинство населения
страны.

Крестьян грабили все и ордынские
чиновники, и многочисленные ханские
послы, и просто разбойничьи шайки.
Страшным был ущерб, нанесенный
монголотатарами крестьянскому хозяйству.
В войне погибали жилища и хозяйственные
постройки. Рабочий скот захватывался
и угонялся в Орду. Ордынские грабители
часто выгребали из амбаров весь урожай.

Русские крестьяне — пленные были важной
статей «экспорта» из Золотой Орды
на Восток. Разорение «глады» и
«моры», постоянная угроза рабства
— вот, что принесли завоеватели русской
деревне. Ущерб, нанесенный народному
хозяйству Руси монголо-татарским и
завоевателями, не ограничивался
опустошительными грабежами во время
набегов.

После установления ига огромные
ценности уходили из страны в виде «дани»
и «запросов». Постоянная утечка
серебра и других металлов имела тяжелые
последствия для хозяйства. Серебра не
хватало для торговли, наблюдался даже
«серебряный голод».

Монголо-татарские
завоевания привело к значительному
ухудшению международного положения
русских княжеств. Древние торговые и
культурные связи с соседними государствами
были насильственно разорваны. Так,
например, литовские феодалы использовали
ослабление Руси для грабительских
набегов.

Усилили наступление на Русские
земли и немецкие феодалы. Русью был
утрачиваемый путь к Балтийскому морю.
также были нарушены древние связи
русских княжеств с Византией, пришла в
упадок торговля. Нашествие нанесло
сильный разрушительный удар культуре
русских княжеств.

В огне монголо-татарских
нашествий погибли многочисленные
памятники, иконописи и архитектуры.

Завоевания
привело к длительному упадку русского
летописания, которое достигло своего
рассвета к началу Батыева нашествия.

Монголо-татарские
завоевания искусственно задерживало
распространения товарно-денежных
отношений, «законсервировано»
натуральное хозяйство

В
то время как западноевропейские
государства, не подвергшиеся нападению,
постепенно переходили от феодализма к
капитализму, Русь, растерзанная
завоевателями сохранила феодальное
хозяйство. Нашествие явилось причиной
временной отсталости нашей страны.

Нашествие
также оборвало прогрессивное явление,
происходившее в до монгольской Руси,
направляемые на ликвидацию феодальной
раздробленности и объединение страны,
одновременно усиливая княжеские усобицы.
Таким образом, монголо-татарское
нашествие никак нельзя назвать
прогрессивным явлением в истории нашей
страны.

Трудно
даже представить себе, как бы дорого
обошлись человечеству походы монгольских
ханов и сколько еще несчастий, убийств
и разрушений они могли причинить, если
бы героическое сопротивление русского
народа и других народов нашей страны,
измотав и обессилев противника, не
остановило нашествия на границах
Центральной Европы.

Монголо-татарское
нашествие и иго Золотой Орды, последовавшее
за нашествием, сыграло огромную роль в
истории нашей страны.

Ведь владычество
кочевников продолжалось почти два с
половиной столетия и за это время иго
сумело положить существенный отпечаток
на судьбу русского народа.

Этот период
в истории нашей страны является очень
важным, поскольку он предопределил
дальнейшее развитие Древней Руси.

Источник: https://studfile.net/preview/5826483/page:6/

Татаро-монгольское иго на Руси. Справка

2010-10-07T14:20+0400

2010-10-07T14:20+0400

https://ria.ru/20101007/283138513.html

https://cdn25.img.ria.ru/images/28312/71/283127174_0:0:1386:2000_1036x0_80_0_0_63d99b7802cee02612f77b96f3a3ed2b.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

Монгольское иго (монголо-татарское, татаро-монгольское, ордынское) — традиционное название системы эксплуатации русских земель пришедшими с Востока завоевателями кочевниками с 1237 по 1480 годы.

Монгольское иго (монголо-татарское, татаро-монгольское, ордынское) — традиционное название системы эксплуатации русских земель пришедшими с Востока завоевателями кочевниками с 1237 по 1480 годы.

Эта система имела целью осуществление массового террора и ограбления русского народа путем взимания жестоких поборов. Она действовала в первую очередь в интересах монгольской кочевой военно-феодальной знати (нойонов), в пользу которой поступала львиная доля собиравшейся дани.

Монголо-татарское иго было установлено в результате нашествия хана Батыя в XIII веке. До начала 1260-х годов Русь находилась под властью великих монгольских ханов, а затем — ханов Золотой Орды.

Русские княжества не входили непосредственно в состав Монгольской державы и сохранили местную княжескую администрацию, деятельность которой контролировалась баскаками — представителями хана на завоеванных землях.

Русские князья были данниками монгольских ханов и получали от них ярлыки на владение своими княжествами. Формально монголо-татарское иго было установлено в 1243 году, когда князь Ярослав Всеволодович получил от монголов ярлык на владимирское великое княжество.

Русь, согласно ярлыку, теряла право воевать и должна была регулярно ежегодно дважды (весной и осенью) уплачивать ханам дань.

На территории Руси не было постоянного монголо-татарского войска. Иго поддерживалось карательными походами и репрессиями против непокорных князей. Регулярное поступление дани с русских земель началась после переписи 1257-1259 годов, проведенной монгольскими «численниками».

Читайте также:  Ткань в клетку: английская костюмная, брючная и мебельная материя

Единицами обложения были: в городах — двор, в сельских местностях — «деревня», «соха», «плуг». От дани освобождалось только духовенство.

Главными «ордынскими тягостями» были: «выход», или «царева дань» — налог непосредственно для монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); содержание ханских послов («корм»); различные «дары» и «почестья» хану, его родственникам и приближенным.

Ежегодно из русских земель уходило в виде дани огромное количество серебра. Периодически собирались большие «запросы» на военные и другие нужды. Кроме того, русские князья были обязаны по приказу хана присылать воинов для участия в походах и в облавных охотах («ловитвах»).

В конце 1250 — начале 1260 х годов дань с русских княжеств собирали мусульманские купцы («бесермены»), откупавшие это право у великого монгольского хана. Большая часть дани шла великому хану в Монголию. В ходе восстаний 1262 года «бесермены» из русских городов были изгнаны, а обязанность сбора дани перешла к местным князьям.

Борьба Руси против ига приобретала все большую широту. В 1285 году великий князь Дмитрий Александрович (сын Александра Невского) разгромил и изгнал войско «ордынского царевича». В конце XIII — первой четверти XIV века выступления в русских городах привели к ликвидации баскачества.

С усилением Московского княжества татарское иго постепенно ослабевает. Московский князь Иван Калита (княжил в 1325-1340) добился права собирать «выход» со всех русских княжеств.

С середины XIV века повеления ханов Золотой Орды, не подкрепленные реальной военной угрозой, русскими князьями уже не выполнялись. Дмитрий Донской (1359 1389) не признавал ханские ярлыки, выданные его соперникам, и силой захватил владимирское великое княжество.

В 1378 году он разгромил татарское войско на реке Воже в Рязанской земле, а в 1380 году одержал победу над золотоордынским правителем Мамаем в Куликовской битве.

Однако после похода Тохтамыша и взятия Москвы в 1382 году, Русь была вынуждена снова признать власть Золотой Орды и выплачивать дань, но уже Василий I Дмитриевич (1389-1425) получил владимирское великое княжение без ханского ярлыка, как «свою вотчину». При нем иго носило номинальный характер.

Дань выплачивалась нерегулярно, русские князья проводили самостоятельную политику. Попытка золотоордынского правителя Едигея (1408) восстановить полноту власти над Русью окончилась неудачей: взять Москву ему не удалось.

Начавшиеся в Золотой Орде усобицы открыли перед Русью возможность свержения татарского ига.

Однако в середине XV века сама Московская Русь пережила период междоусобной войны, что ослабило ее военный потенциал. В эти годы татарские правители организовали ряд опустошительных вторжений, но привести русских к полной покорности уже не смогли.

Объединение русских земель вокруг Москвы обусловило сосредоточение в руках московских князей такой политической мощи, с которой не могли совладать слабевшие татарские ханы. Великий московский князь Иван III Васильевич (1462-1505) в 1476 году отказался от уплаты дани.

В 1480 году после неудачного похода хана Большой Орды Ахмата и «стояния на Угре» иго было окончательно свергнуто.

Монголо-татарское иго имело отрицательные, регрессивные последствия для экономического, политического и культурного развития русских земель, явилось тормозом для роста производительных сил Руси, находившихся на более высоком социально экономическом уровне по сравнению с производительными силами Монгольской державы.

Оно искусственно законсервировало на длительное время чисто феодальный натуральный характер хозяйства. В политическом отношении последствия ига проявились в нарушении естественного процесса государственного развития Руси, в искусственном поддержании ее раздробленности.

Монголо-татарское иго, продолжавшееся два с половиной века, явилось одной из причин экономического, политического и культурного отставания Руси от западноевропейских стран.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Источник: https://ria.ru/20101007/283138513.html

Найманы — прародители многих тюркских народов

Найманы — монгольский народ, начавший свою историю еще в Средние века. Это один из самых обсуждаемых этносов, вызывающий массу споров из-за языковой и этнической принадлежности. Известен факт их участия в формировании казахов и киргизов, а также алтайцев, монголов и ногайцев. Таким образом, найманы стали одной из самых многочисленных групп монголоидной расы.

История

Историю найманов принято начинать от Кыргызского каганата, разбившего уйгуров в 840 году нашей эры. Период его возвышения характеризуется развитием кочевничества в Центральной Азии. Племена разбились на 2 группы: северную и западную. Именно к западным племенам кочевников и относятся найманы.

В 10 веке вместе с кереитами, живущими на севере, найманы вступают в конфликт с империей Ляо. Военные столкновения происходили регулярно, истощая кочевников.

В результате в 984 году они потерпели сокрушительное поражение. Кочевникам, называвшим себя цзубу, удалось отыграться только через 80 лет.

Во время сражения они победили войска Ляо, но вновь ослабли и к концу 11 столетия встали под власть сюзеренов.

Империя Ляо распалась в 1125 году, что позволило найманам создать собственное государство. Его территории раскинулись широко, охватив Алтай, Западную Монголию и Восточный Казахстан. Период становления государства найманов характеризуется усиливающимися конфликтами с кереитами, жившими на западе.

Престол занял Инанч-хан, стремившийся контролировать кереитов с помощью своих вассалов. Когда же наступила его смерть, Найманское ханство окончательно распалось. В 13 веке происходит разделение между сыновьями Инанч-хана, что приводит к существенному ослабеванию Найманского ханства.

Это дало возможность кереитам совершить мощный удар и нанести поражение найманам. Однако и противники оказались в пострадавших. Войска Чингисхана разгромили кереитов и включили их земли в состав ханства. Затем настал черед сыновей Инанча.

Первым пал Таян-хан, через 2 года в ожесточенном сражении оказался повержен Буюрук-хан.

Найманам пришлось отступить на Алтай, где произошло объединение с кереитами и меркитами, также потерпевшими поражение в битве с войсками Чингисхана.

Несмотря на то, что в 13 веке найманы снова столкнулись с Чингисханом и вновь потеряли правителя, которым стал хан Кушулук, они сумели достигнуть высокого уровня развития. В том числе и в военном деле. Постепенно они стали частью Улуг Улуса, более известного как Золотая Орда. С распадом Орды происходит раскол найманов и дальнейшая ассимиляция другими народами.

Где живут (территория)

Потомки найманов живут в Монголии, Китае, России, Казахстане и Киргизии. Бурятские найманы живут вместе с западными бурятами в Республике Бурятия. На Алтае потомками найманов стали майманы.

Религия

Религиозные взгляды разнятся в зависимости от района проживания.

До сих пор среди ряда найманов распространено несторианство, признающее Христа, в котором сочетается человеческая и божественная природа. Не менее распространен шаманизм — многие найманы практикуют шаманские ритуалы, танцы и заговоры.

Жизнь

Характерной особенностью жизненного уклада найманов долгое время оставалось кочевничество. В зависимости от места проживания представители этноса могли становиться оседлыми или продолжали сугубо кочевнический образ жизни. Основными занятиями всегда были:

  1. скотоводство
  2. рыболовство
  3. охота на дичь.

Жилище

С переходом к оседлому образу жизни найманы стали строить деревянные дома. Это было значительно сложнее для них, так как они не владели технологиями строительства, предпочитая селиться в юртах. Для строительства дома использовали дубовые или сосновые бревна.

Основную часть дома занимало пространство, где размещалась печь тур-як. Спали найманы на нарах, которые представляли собой помост из досок. Нары также использовались в качестве столов во время трапез. Они служили и для хранения посуды, на них складывали перины и подушки.

В сундуках хранили одежду и украшения. Сундук мог играть роль стула для почетного гостя. Печь разделяла пространство дома на 2 части. За ней располагалась женская зона, где женщины проводили время вместе с детьми. Сюда запрещалось заходить посторонним, исключение делалось только для свекра и мужа. Если возникала необходимость, к женщинам и детям приходили религиозные деятели и врачи.

Найманы ели из глиняной или деревянной посуды. Зажиточных людей среди них было достаточно много, они в качестве посуды пользовались металлическим чашками.

Многие изготавливали посуду сами, ремесленники встречались у найманов редко даже с переходом к оседлому образу жизни. Для собственных нужд изготавливали кувшины, копилки, обжигая глину прямо в печи.

Посуда могла быть украшена орнаментом и раскрашена в яркие цвета.

У ханов могло быть два дворца. Один предназначался для зимней стоянки и строился из камня. Другой представлял собой летнюю юрту. Ханские палаты отличались убранством, имели много комнат. Троны украшались дорогими тканями.

По левую сторону от хана садилась его жена и наиболее почетные гости. С правой стороны всегда сидели предводители разных племен. Найманские ханы, как и обычные люди, ели за низкими столами. Однако их трапеза была более богатой.

Хану надлежало дать каждому гостю по кусочку мяса, и только потом все могли приступить к трапезе.

Внешность

Одежда

Одежда у найманов защищала от скверной погоды и позволяла показать свой статус. По одежде можно было определить семейное положение. Информация о найманских нарядах дошла до наших времен из китайских летописей. Лучше всего описаны найманы, переселившиеся на Алтай.

Среди богатых распространение получили меха, которые хорошо защищали от холода. Сказать точно, какой мех использовался, невозможно. Такой материал с течением времени сохраняется очень плохо. Основными элементами гардероба найманов оставались:

  • халат с длинным рукавом;
  • шаровары;
  • сапоги.

Халат с длинным рукавом был основной верхней одеждой найманов. Он мог быть с отворотом или не иметь его. Халаты застегивали как с правой, так и с левой стороны.

Обычно тканью для пошива халатов служил шелк. Но нередко прибегали к использованию шерсти, ведь речь шла о жизни в холодных краях. Изысканный орнамент украшал одежду многих найманов. В целом он не отличался от узоров, характерных для одежды других тюрков.

На поясе найманы носили предметы обихода, у женщин были распространены пряжки, шило. Мужчины пользовались огнивом, ножом и другими принадлежностями. Богатые украшали пояс позолоченной бронзой или покрытый платиной. Пояс воина носил символическое значение и показывал его принадлежность к солдатам.

Пояс считался знаком доблести, также он мог показать принадлежность к конкретному сословию.

Еда

Кочевой образ жизни требует очень много сил и запасов калорий. Найманы ели жирную пищу, которая помогала сохранить силы. Наиболее распространенными продуктами долгое время оставались рис и баранина. Из них с добавлением трав и овощей найманы готовили плов. Готовить могли на растопленном сале, что делало пищу очень жирной.

В молоко добавляли топленое масло, получая калорийный напиток. Хлебом служили лепешки, которые найманы использовали вместо столовых приборов. Ими можно было зачерпнуть плов и есть как самостоятельное блюдо. В пищу при возможности добавляли много овощей, чтобы поспособствовать лучшему пищеварению.

Традиции

На формирование традиций найманов вновь оказал влияние кочевой образ жизни. Большинство исповедовало языческие религии, был сильно развит фольклор.

Длительное время сохранялись верования и почитание духов неба, культа предков и культа волков, с которыми ассоциировали себя все тюрки. Анимизм приобретали черты тотемизма: найманы поклонялись тотемам, которые делали из дерева.

Некоторые тотемы имели маленькие размеры и были похожи на фигурки. Такую фигурку можно было взять с собой или поставить у порога, чтобы отгонять злых духов.

Как и у других тюрков, у найманов прижилось гостеприимство. Обязательным считалось угостить путника пищей, дать кров и защиту. Иерархия среди найманов была строгой. Слово мужа и отца воспринималось как закон. Каждый должен был уважать старшего и слушать его слово. Женщина играла роль матери и помощницы, готовила еду и ухаживала за детьми.

Культура

Государство найманов было достаточно богатым. В Центральной Азии именно они достигли большого развития, что доказывается летописями. Известно, что найманы строили города-крепости, создавали земледельческие оазисы.

Были распространены водопровод и канализация, трубы изготавливались из глины. Жаркий климат обязывал поддерживать чистоту, чтобы минимизировать вероятность возникновения распространения инфекций.

В резервуарах хранили воду, предназначенную для случаев, когда могли внезапно случиться осады. У найманов были распространены библиотеки и бани.

Ремесленных мастерских было немного, однако существовало ювелирное дело. Украшения всегда ценились и использовались в качестве оберегов.

Фольклор

Тюркский фольклор стал для найманов очень важным. С детства они узнавали о великом Тенгри, вокруг которого создали культ тенгрианства. Прародительницей всех тюрков считалась богиня Умай. Ее имя дословно означает «лебедь». Считалось, что если удастся увидеть лебедя, летящего в небе, человек становился удачливым.

Легенда об Умай гласит, что богиня однажды нырнула в глубокое озеро и достала из него землю. Эта земля превратилась в горы, растения и животных. Есть и другая легенда, гласящая о сотворении мира из яйца богини.

Влияние культа Умай было настолько велико, что хана и его супругу приравнивали к богине, считалось также, что каждый правитель подобен Тенгри. Умай часто изображали с золотой чашей, в которой было налито молоко. Молоко имело оказывало эффект.

Если ребенок заболевал, его отпаивали молоком, прося богиню о выздоровлении. В знак почтения Умай женщины найманов носили серьги с трилистником — символом богини-лебедя.

Видео

Источник: https://travelask.ru/articles/naymany-praroditeli-mnogih-tyurkskih-narodov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector