Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов

Одежда всегда играла важнейшую роль в культуре всех народов всего мира. Ведь она не только скрывала наготу, защищала от холода и солнечного жара, но и демонстрировала статус и богатство своего владельца: вспомните церемониальные костюмы царей, императоров, королей и знати всех времён вплоть до ХХ века. Так было в древности, так остаётся и поныне.

На Руси одежда тоже играла «демонстративную» роль. Признаком достатка или боярского происхождения были ценные меха: соболь, куница, чёрная лиса, горностай. Но мы сегодня поговорим об одеяниях простого люда, а точнее, о старинном способе изготовления тканей.

Изготовление волокон

Сейчас одежда удобна, но не практична. Раньше она была, может, и не столь комфортной, но зато из натуральных тканей. Самая распространённая ткань на Руси – льняная.

Лён был известен нашим предкам ещё до зарождения государственности. Это травянистое растение с симпатичными голубыми цветками весьма неприхотливо к природным и погодным условиям.

Но превратить его в пряжу было трудоёмким занятием.

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов

Первым делом лён собирали (вернее, брали) – вырывали из земли вместе с корнями. Затем сушили, разложив небольшими снопиками.

После просушки ему обрывали головки, размочаливали и раскладывали на траве, чтобы стебли день ото дня впитывали в себя утреннюю росу.

Цель такой обработки – позволить волокнам легко отделиться от жёсткой сердцевины стебля. Промокание росой могло занять достаточное количество времени: до нескольких недель.

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов

В итоге, промоченные стебли (тресту) снова просушивали и снимали с них волокно. Оставшаяся пакля шла на изготовление верёвок, а мягкое волокно (кудель) трепали, расчёсывали и разделяли на ленты, которые назывались ровницами.

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов

Для изготовления шерстяной пряжи годился остевой волос овцы, козы, кролика, лисы, иногда енота, бобра и даже куньих.

Шерстяной покров состригали с животных в момент максимального роста шерсти – сразу после окончания осенней линьки, когда животные наращивали в зиму густую «шубу».

Затем снятую шерсть (с овец и баранов она называется руном) перебирали от случайного мусора, промывали от грязи и от естественной жирной плёнки, трепали и прочёсывали. Так получалась кудель, и, если того требовалось, её красили.

Изготовление пряжи и нитей

Смысл прядения заключается в спиральном скручивании двух или нескольких ровниц до получения ровной и прочной нити – пряжи. Скручивать волокна можно было руками – сучить между ладонями или тереть о поверхность. А также на прялке с помощью веретена.

На Руси были известны прялки-донце. Это две доски (чаще из берёзы или ели), соединённые между собой под прямым углом. На вертикальную часть (лопаску) привязывали кудель, а на нижнюю садилась пряха с веретеном в руках.

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов

Прялки являлись главным атрибутом женщины, её символом и олицетворением. Поэтому этот предмет быта всегда нарядно украшен резьбой и росписью. Также с ним связано множество обычаев. Например, прялку клали в колыбель новорожденной девочки, она же была оберегом для незамужних девушек. Прялку с инициалами нельзя было отдавать, воспрещалось оставлять на ней на ночь неоконченную работу.

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов

У восточных славян пуповину новорожденной девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку девочке в колыбель.

То есть этот был мистический предмет, который питал младенца женственностью.

Личную прялку никому не давали взаймы — даже подружке! Плохая примета: одолжишь прялку —непременно случится пожар или на пасеке погибнут пчелы.

На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, делал ей таким образом предложение, а в подарок на помолвку жених дарил девушке новую, нарядную и обязательно сделанную и украшенную своими руками.

Как жить без этого предмета, не представляла ни одна женщина. Всю промозглую осень, всю долгую зиму девушки пряли, прерываясь только на Рождественские праздники.

В последний день Масленицы женщины обязательно катались с ледяной горы на донцах прялок: это было своего рода праздничным гаданием —какая красавица дальше уедет, у той длиннее уродится лен.

И не дай Бог кто упадет с прялки, скатываясь вниз — бедняжка не доживет до осени.

  • На Рождество и на Святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан —прятали, чтобы их духи не заплевали.
  • Кстати, не только на Руси бытовали «прялочные» обряды: у сербов на Рождество добрая хозяйка обязательно приносила прялку в хлев и немного работала там на ней —«чтобы скот не был голым».
  • Мифы и легенды

В мифах разных народов прядение —действо ритуальное, а прялка —предмет, связанный с «тем светом».

На Руси прялкой еще и лечили: кладешь ее ребенку под колыбель, и у малыша пройдет бессонница или зубная боль.

Обряды с прялкой совершали не только простые люди, но и «знающие»: колдуны, знахари, ведуньи. В их арсенале —сотни манипуляций с куделью, пряжей, нитью, веревкой и другими атрибутами рукоделия.

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов

Великая богиня судьбы Макошь — пряла на прялке судьбы…

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов

А уж сколько гаданий на прялке! Если прясть «наопак» (наоборот) две нити —одну женихову, другую —невестину, а потом пустить их на залитую водой сковороду, то увидишь судьбу пары: сойдутся, совьются —быть свадьбе, а если разойдутся —не бывать семье. Отсюда, наверное, идет выражение «связать свою судьбу». Одно из самых популярных гаданий проводилось на Троицу: по воде пускали нить (жизни-судьбы, судьбы-смерти), и глядели —утонет или поплывет.

Атрибутом гаданий часто выступали изделия из ниток и пряжи, например, пояс девушки. Его клали у порога церкви и следили, кто из мужчин первым переступит поясок: именно так и будут звать суженого хозяйки пояса.

На русских свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых «на долго и счастливо». А если какая-нибудь злодейка хотела разрушить семью, она скручивала шерсть в нитку и протягивала ее через дорогу перед «свадебным поездом» —вот уж жди тогда в зарождающейся семье разлада.

Нить-судьба обязательно дарилась на новоселье —чтобы жизнь владельцев дома была счастливой и долгой, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить», входили в новые стены.

К пряже часто приравнивали и человеческий волос —как средоточие жизненной силы (души). Смертную рубаху наши предки вышивали волосами, и в саван вплетались волосы покойного, чтобы у погребенного был шанс выбраться на свет…

Веретено представляет собой сильно вытянутую каплю иногда с крючком на остром конце, но обязательно с укреплённым на утолщённом конце пряслицем.

Последнее служило грузиком на веретене, а выглядило как диск с отверстием посередине.

В безмонетный период (XII – XIV веках) пряслица использовались вместо денег, но и позднее они, очевидно, не потеряли своей важности, так как их часто обнаруживали в женских захоронениях.

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов

Процесс прядения выглядел так: левой рукой пряха оттягивала часть кудели с лопаски, а правой скручивала волокна и наматывала получившуюся пряжу (или нитку) на веретено. Работа трудоёмкая, но у сноровистых прях она шла быстро, а пряжа получалась ровной.

Изготовление тканей

Оно осуществлялось на ткацком вертикальном станке (ткацком стане). Кроме него требовались различные приспособления: дощечки и бёрдышки – гребни с частыми зубьями. На Руси использовалось несколько способов переплетения нитей, которые можно объединить в три группы: сложное переплетение, саржевое и полотняное. По качеству ткани делились на тонкие, средние и жёсткие.

После того, как ткань была готова, из неё шили различную одежду, а это не менее сложный и трудоёмкий процесс. Поэтому раньше её и меняли реже, и ценили больше, чем сейчас.

Ткань изо льна, о котором мы говорили, шла на изготовление рубашек, нательного белья и полотенец. Верхнюю одежду шили из шерстяных тканей – различных видов сукна.

Его обычно красили в чёрный, синий, зелёный, жёлтый, красный и белый цвета.

И на сладкое. В нашей памяти с детства остались сказки о волшебной палочке. Так вот, этой палочкой на Руси и было веретено. Как работать с волшебной прялкой хорошо описано в книге хранителя Северной традиции, Николая Шерстенникова » Волшебная палочка для умельца»

Скачать книгу или читать он лайн можно тут: http://www.e-reading.by/book.p…

Приятного волшебства!

  • История
  • Древняя Русь
  • Древние цивилизации
  • Тайны и Мифы

Источник: https://cont.ws/post/403533

Прядение и ткачество славян

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов

Любор Нидерле. Славянские древности. Книга вторая. Жизнь древних славян. Глава IX. Ремесленные изделия. Прядение и ткачество.

Изготовление ткани было постоянным занятием славянских женщин и девушек. Необходимые для этого нити делались частично из овечьей шерсти или же из волокон льна (Linum angustifolium) и конопли (Cannabis sativa). Это подтверждается многочисленными свидетельствами как письменных источников, так и данными археологии.

Пряслица, надеваемые на веретено при прядении, очень часто встречаются в славянских находках IX и X веков, а в Киеве известно одно пряслице со славянской надписью.

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материаловПряслица с надписями: «Потворин пряслень» и «Невесточь». X–XIII века

Что же касается ткачества, то его техника тысячу лет тому назад была, конечно, проще той, которую мы встречаем в славянских деревнях в настоящее время.

Однако то, что основы этой техники были выработаны уже в то время, видно из того, что вся ткацкая терминология, касающаяся деталей станка и ткани, а также термины, относящиеся к процессу ткачества, являются общими для всех славян и чрезвычайно древними.

Венгры заимствовали её уже после прихода в Венгрию; да и вообще немыслимо, чтобы вся эта общая терминология ткачества развилась позднее. Она возникла ещё на прародине славян, и несомненно, что в конце языческого периода славянские женщины пряли и ткали так же, как и позднее, в историческую эпоху.

  • Веретено (вретено) в руке женщины – древний символ, засвидетельствованный на рисунках и в исторических источниках.
  • Ткацкий станок был, судя по всему, стоячий, что подтверждается самим названием стань, ставь (от глагола стоять).
  • —————————————   ***

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов

орнаменты древнерусских прялок пестрят чисто языческими символами

Древнеславянская терминология ткачества и прядения.

Кукушка закуковала — пора сеять лён
Посев проводили со второй половины мая до начала июня, когда земля прогрета и щедро напоена весенними дождями. Начало сентября давало старт уборке урожая. Процесс назывался «теребление»: светло-жёлтые стебли выдергивали с корнями и связывали в небольшие снопы диаметром 20-30 см.

 Сушили стебли льна на жердях, затем прямо на поле обивали семена льна специальными палками с утолщением на конце — кичигами. Высушивание и вымачивание льна: просушенные снопы расстилали на полях.

Идеальным условием для лежки льна было чередование хорошей погоды и дождя, все торопились успеть до первых морозов, иначе льняная нить становилась не прочной.  Снопы льна прижимали надежным гнетом (жердями, сучьями, бревнами), и оставляли вымокать в реке, озере, водоёме.

Лёжка и вымачивание льна длились от недели до месяца, в зависимости от погоды. Готовность льна проверяли на небольшом количество лён мяли и трепали вальками, проверяя, как отходит костра.

Вымоченный лён перед мятьём прополаскивали от застойного запаха, немного отжимали воду и пучками вывешивали на просушку. Качественная сушка была очень важна: пересушенный лён превращался в паклю. Процесс занимал 10-12 часов, очень редко сутки.

Читайте также:  Парча (ткань): что это такое, золотой и черный материал, описание

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материаловИнструменты прядильного производства: (XI–XV века): 1 – «лапа», 2 – вальки, 3 – трепала, 4 – чесала, 5 – гребень, 6 – железная шпилька для крепления кудели. «Лапа», чтобы бить лён, как полагают учёные, сохранилась на Русском Севере со времён расселения там жителей древнего Новгорода.

Для мятья и трепания льна использовали специальные мялкой, представляющие собой бревно с вырезанным продольным пазом, куда клали стебли льна, и для размалывания льняной костры, и с силой опускали на стебли длинный деревянный нож, прикреплённый к бревну. Мялицы устанавливали на улице. Сам процесс проходил уже в холодную погоду, иногда одного мятья было недостаточно, и процедуру повторяли с более тонкими инструментами, за день можно было помять до двух пудов (32 кг) стеблей.

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материаловСреднерусские орудия для обработки льна (XIX век): 1 – льномялка, 2 – ручная ступа и пест (пестик)

Целью трепания льна было отделение частичек костры от волокна и его распределение. Можно было просто побить пучок волокон о жердь, но чаще брали специальное трепало — деревянный широкий нож, пучок льна брали за один конец, а по второму били трепалом.

Потом процесс повторяли с другим концом пучка льна, и напоследок выворачивали пучок наизнанку и точно так же оббивали его со всех сторон. Оставалось отсортировать волокна по качеству и цвету. Остатки костры и обрывки волокон либо сжигали, либо конопатили ими стены.

Из отрепья льна могли вить толстые грубые веревки для перевязки того же льна.

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов

Прядение и ткачество

Прядильный сезон продолжался долгие пять месяцев. Украшенная резьбой и узорами прялка, зачастую была семейной ценностью или подарком жениха, а также веретено было истинными спутниками пряхи.

Ручное прядение очень долгий и кропотливый процесс: опытная мастерица с утра до ночи могла напрясть всего 300 метров пряжи. В Древней Руси пряли все, от мала до велика: девочки начинали прясть с раннего детства, они должны были напрясть к замужеству столько, чтобы хватило на пошив приданого к свадьбе.

На 1 кв.метра изготовления тканного полотна уходило до четырех дней.

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов
Сама прялка представляла собой устойчивую деревянную дощечку, к которой крепили кудель. Левой рукой пряха тянула нить с кудели, а правой крутила веретено, наматывая на него нить. Вот такую L-образную конструкцию древней самопрялка не смогли вытеснить механические прялки, появившаяся в XIX веке, качество нити ручного прядения было гораздо выше.

После прядения льняные нити сортировали по по качеству, сделанные маленькими пряхами, шли на уток, а тонкие и прочные предназначались для ткачества.

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов
В избах устанавливали кросна — станок для ткачества, представлявший собой П-образную перекладину, к которой крепили нити основы. В нижней части рамы устанавливалась ещё одна перекладина: её роль — распределение нитей основы, чётные нити основы шли сверху, нечётные — снизу (и наоборот). Свободные концы связывались, и к ним подвешивался груз для натяжения основы.Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов

Кросна ставили под небольшим наклоном, чтобы между нитями оставался промежуток. Задние нити крепились к еще одной перекладине.

Если она лежала на кроснах, то оставалось естественное расстояние для пропускания утка между нитями, а если ткачиха её натягивала на себя, то образовывался искусственный промежуток, в который с помощью челнока протягивали уток; в этом случае передние нити отходили назад. Используя цветную нить и чередуя цвета и способы ткачества, мастерицы создавали красивые геометрические узоры.

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов

Семена культурного льна и части деревянной прялки были обнаружены археологами у озера Воже (нынешняя Вологодская область) при раскопках поселения, относящегося ко II тысячелетию до нашей эры.

С археологическими находками вполне согласуются и свидетельства наших летописей, и сообщения арабских писателей-путешественников, приезжавших в гости к славянам и отмечавшим у них «прекрасную одежду из льна».

По мнению этимологов,  слова, применяемые для ткачества и прядения не были заимствованы из каких-то других языков, а являются древнерусскими.

Если льняные нити не красили, то полотно получалось серого цвета. На Руси для шитья обычно использовали беленый холст:

  • перед тканьём полотна белили саму нить, смотанную в клубки;
  • готовое полотно в течение 15 часов отбеливали в щёлоке и оставляли под открытым небом на несколько дней, после чего ещё раз вываривали в щёлоке и стирали.

Перед пошивом одежды ткань красили в разные цвета, используя природные красители: кора и корни различных деревьев, кустов, цветы и листья растений, глина, сажа и прочие традиционные средства. Особенно ценился на Руси красный цвет, прекрасно сочетающийся с белым.

В руках Пресвятая Богородица держит веретено и пряжу и это не случайно.

С одной стороны, это отголосок апокрифических преданий, согласно которым Богородица в доме Иосифа работала над пряжей для завесы Иерусалимского Храма.

Но церковная гимнография внесла в эту деталь дополнительный смысл. Например, в великом каноне прп. Андрея Критского есть такие слова, посвященные Богородице:

«Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистину Тя почитаем»

«Как из пурпурового состава, Пречистая, мысленная багряница плоть Эммануила во чреве твоем соткалась, посему тебя, как Богородицу, воистину почитаем». (перевод митр. Никодима Ротова).

Как видим, плетение пурпурной нити из пряжи здесь символизирует таинственное зачатие Царя Небесного в самый момент Благовещения.

Однако не каждый знает, что диалог архангела и Девы Марии имеется в классических иконах Благовещения уже сам по себе, даже без сопроводительных надписей. Стоит вспомнить, что христианская культура выросла из культуры античной, и многие элементы античности, очищенные от язычества, вошли в христианское искусство.

Так и здесь Архангел Гавриил в иконах Благовещения изображается с рукой, простертой в сторону Богоматери  со сложенными определенным образом пальцами, древним ораторским жестом, означающим прямую речь: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою…».

Точно так же и ответный жест Богородицы можно трактовать, как принятие Ею благовестия.

 Господь не может насильно преступить нашей воли, и только добровольное согласие человека с Божьей волей может принести достойный плод, когда и мы вслед за Богородицей сможем повторить: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).

Источник: http://ru-sled.ru/pryadenie-i-tkachestvo-slavyan/

Ткани

По умолчанию Цена, сначала недорогие Цена, сначала дорогие

25 30 50 75 100

-10%

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов

Состав ткани: Хлопок 100%Плотность: 160 г/м2Ширина: 150 см..

225 руб. 250 руб.

-10%

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов

Состав ткани: 52% Акрил 32% Полиэстер 16% Хлопок Плотность: 266 г/м2 Ширина: 150 см
..

801 руб. 890 руб.

-10%

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов

Состав ткани: 52% Акрил 32% Полиэстер 16% ХлопокПлотность: 266 г/м2Ширина: 150 см..

801 руб. 890 руб.

-10%

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов

Состав ткани: Хлопок 100%Плотность: 200 г/м2Ширина: 150 см..

315 руб. 350 руб.

-10%

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов

Состав ткани: Хлопок 100%Плотность: 200 г/м2Ширина: 150 см..

315 руб. 350 руб.

-10%

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов

Состав ткани: 52% Акрил 32% Полиэстер 16% ХлопокПлотность: 259 г/м2Ширина: 150 см..

801 руб. 890 руб.

-10%

Состав ткани: 52% Акрил 32% Полиэстер 16% ХлопокПлотность: 259 г/м2Ширина: 150 см..

801 руб. 890 руб.

-10%

Состав ткани: Хлопок 100%Плотность: 160 г/м2Ширина: 220 см..

495 руб. 550 руб.

-10%

Состав ткани: 60% полиэстер 10% акрил 30% вискоза Плотность: 202 г/м2 Ширинакупон: 150 см100см Купон — это рапорт рисунка на ткани. Рапорт — базовый элемент орнамента, часть узора, повторяюща..

801 руб. 890 руб.

-10%

Состав ткани: 60% полиэстер 10% акрил 30% вискозаПлотность: 202 г/м2Ширинакупон: 150 см100смКупон — это рапорт рисунка на ткани. Рапорт — базовый элемент орнамента, часть узора, повторяющаяся м..

801 руб. 890 руб.

-10%

Состав ткани: 60% полиэстер 10% акрил 30% вискозаПлотность: 202 г/м2Ширинакупон: 150 см100смКупон — это рапорт рисунка на ткани. Рапорт — базовый элемент орнамента, часть узора, повторяющаяся м..

801 руб. 890 руб.

-10%

Состав ткани: Хлопок 100%Плотность: 160 г/м2Ширина: 150 см..

225 руб. 250 руб.

-10%

Состав ткани: 44% Полиэстер 35% Акрил 21% ХлопокПлотность: 200 г/м2Ширина: 150 см..

801 руб. 890 руб.

-10%

Состав ткани: 44% Полиэстер 35% Акрил 21% ХлопокПлотность: 200 г/м2Ширина: 150 см..

801 руб. 890 руб.

-10%

Состав ткани: 44% Полиэстер 35% Акрил 21% ХлопокПлотность: 200 г/м2Ширина: 150 см..

801 руб. 890 руб.

-10%

Состав ткани: Хлопок 100%Плотность: 240 г/м2Ширина: 150 см..

711 руб. 790 руб.

-10%

Состав ткани: Хлопок 100%Плотность: 140 г/м2Ширина: 150 см..

315 руб. 350 руб.

-10%

Состав ткани: 40% Полиэстер 33% Акрил 22% Хлопок 5% Лён Плотность: 228 г/м2 Ширина: 150 см
..

801 руб. 890 руб.

-10%

Состав ткани: 40% Полиэстер 33% Акрил 22% Хлопок 5% ЛёнПлотность: 228 г/м2Ширина: 150 см..

801 руб. 890 руб.

-10%

Состав ткани: Хлопок 100%Плотность: 170 г/м2Ширина: 150 см..

270 руб. 300 руб.

-10%

Состав ткани: Хлопок 100%Плотность: 160 г/м2Ширина: 150 см..

225 руб. 250 руб.

-10%

Состав ткани: Хлопок 100%Плотность: 160 г/м2Ширина: 150 см..

225 руб. 250 руб.

-10%

Состав ткани: Хлопок 100%Плотность: 160 г/м2Ширина: 150 см..

225 руб. 250 руб.

-10%

Состав ткани: Хлопко-лен Плотность: 180 г/м2 Ширина: 150 см
..

315 руб. 350 руб.

-10%

Состав ткани: Хлопко-ленПлотность: 180 г/м2Ширина: 150 см..

315 руб. 350 руб.

-10%

Состав ткани: 44% пэ 35% Акрил 21% ХлопокПлотность: 213 г/м2Ширина: 150 см..

801 руб. 890 руб.

-10%

Состав ткани: 52% Акрил 32% Полиэстер 16% ХлопокПлотность: 266 г/м2Ширина: 150 см..

801 руб. 890 руб.

-10%

Состав ткани: 40% Полиэстер 40% Акрил 20% ВискозаПлотность: 224 г/м2Ширина: 150 см..

801 руб. 890 руб.

-10%

Состав ткани: 40% Полиэстер 40% Акрил 20% Вискоза Плотность: 224 г/м2 Ширина: 150 см
..

801 руб. 890 руб.

-10%

Состав ткани: 40% Полиэстер 40% Акрил 20% ВискозаПлотность: 224 г/м2Ширина: 150 см..

801 руб. 890 руб.

Показано с 1 по 30 из 92 (всего 4 страниц)

Источник: https://slavyanskieuzory.ru/tkani

Простые и элитные ткани на Руси

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов

    Из чего шили одежду наши предки? Откуда завозили заморские ткани и чем отличались друг от друга дорогие шелка? А также, какие насекомые помогают сегодня создавать самую дорогую ткань?

    Мало кто из нас задумывается, из какой ткани сшита его одежда. Главное, чтобы её было удобно носить, и чтобы выглядела она красиво. А в старину, когда все фасоны верхней одежды не на много отличались друг от друга, играло большую роль, из чего именно сшито платье.

Вы не задумывались, почему у боярских кафтанов были широкие рукава и длинные полы? Вполне возможно, что они должны были выполнять демонстративную роль и показывать всем ткань – её дороговизну и количество.

Но как бы то ни было, наши предки обращали на ткань больше внимания, чем мы.

    Сейчас мы носим чаще всего одежду, изготовленную из синтетических волокон, так как натуральная ткань стоит дорого и встречается довольно-таки редко.

А всего несколько десятилетий назад дело обстояло наоборот: прилавки магазинов заполняла одежда из натуральных тканей, а «синтетика» была дорогой и редкой.

А из каких тканей шили себе одежду наши предки? Давайте разберёмся, что могли позволить себе простолюдины, а что дворяне. И почему наряд из парчи даже цари надевали только на приёмы?

Читайте также:  Плюш минки: что за ткань, состав и свойства американского материала minky

Ткани «эконом-класса»

    Простолюдины носили одежду из домотканой ткани. Чаще всего она была растительного происхождения (изо льна, конопли и крапивы), и реже из шерсти овец. Прялка и примитивные ткацкие станки имелись в каждом доме, и каждая славянская женщина умела работать на них. Правда, изготовленная в таких условиях, эта ткань показалась бы нам грубой и жёсткой.

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов

    Холстина (она же холст). Это была одна из самых распространенных тканей среди славян, так как её изготовляли изо льна, который в изобилии произрастал на территории Руси. Холстина – это плотная ткань, грубая и жёсткая.

Но при этом она идеально подходила для шитья верхней одежды: плохо пропускала влагу, была износоустойчивой и относительно тёплой. Из неё шили мужскую и женскую одежду для холодной погоды. Это кафтан, полукафтан, поддёвка, сибирка, армяк, зипун, чуйка и другие. Кафтаны носили представители как низкого сословия, так бояре и князья.

В 19-ом веке для пошива кафтанов стали использовать нанку – плотную и грубую хлопчатобумажную ткань, которая пала в Россию из Китая.

    Для верхней одежды и для пошива штанов также использовалось сукно (мягкая шерстяная ткань, иногда с добавлением льна или конопли), посконина (ткань из конопли), пестрядь (грубая конопляная ткань), коломянка и другие. Для шитья рубах и прочей нательной одежды наши предки использовали тонкую и мягкую льняную ткань, изготовленную особым способом и байку (мягкая ткань из шерсти).

    Когда Россия стала Империей и развила торговые отношения с мировыми странами, отечественные ткачества научились изготовлять ткани из хлопка. Хлопчатобумажные (или как их раньше называли – бумажные) ткани имели широкое распространение среди крестьян благодаря своей дешевизне. Это серпянка, плис и другие.

Элитные ткани наших предков

    Бояре, князья и богатые купцы для пошива своей одежды использовали те же домотканые ткани, правда, они их красили (чаще всего в красный цвет) и добавляли пуговицы, кушаки и другие украшения.

Особо зажиточные могли купить заморские ткани из верблюжьей шерсти, шёлка и хлопка (атлас, камку, газ, байберек, креп, тафту), а также бархат (ткань с ворсом). Китайские шёлковые ткани поначалу покупали в арабских странах.

А в 13-ом веке, когда производство шёлка освоили в Средиземноморье, эту ткань стали завозить ещё и из Венеции.

    Но всё же шёлк был дорогим удовольствием, и его долгое время применяли только для изготовления парадных одежд на выход.

Царские ткани

    Цари и церковнослужители облачались в одежды из ещё более дорогих тканей – аксамита (ткань, полностью изготовленная из нитей из драгоценных металлов) и различных разновидностей парчи (шёлковой ткани с узорами из золотых и серебряных нитей). Эти ткани практически не гнулись, они были очень тяжелы, капризны, редки и дороги. И поэтому даже царские особы берегли их и передавали по наследству.

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов

    Аксамит и разновидности парчи отличаются друг от друга количеством драгоценных металлов и выполненным узором.

На Руси эти ткани называли «золотым шитьём», а покупали в арабских странах или в Византии. Нередко аксамит и парча попадала к царям и князьям в качестве подарков от послов.

А в «Слове о полку Игореве» говорится, что византийский аксамит стал дорогой добычей, захваченной у половцев.

    В 15-ом веке аксамит и парчу научились изготовлять в Италии. Итальянские драгоценные ткани были богаче украшены и намного дороже, чем византийские.

Но это не смогло заставить русских царей и церковнослужителей отказаться от золотой роскоши.

Заморские аксамит и парча широко употреблялись при царском дворе до 18-го века, пока их не заменили шелка, бархат и более дешёвые отечественные драгоценные ткани. Но из них ещё долго шили только церковные облачения.

Интересные факты из современности

    Сейчас самой дорогой считается ткань, изготовленная из шерсти викуньи – парнокопытного животного, напоминающего верблюда или ламу. Викунья живёт только в Андских горах Южной Америки, трудно одомашнивается, а её численность очень мала.

Поэтому шерсть этого животного так высоко ценится. В старину ткань из шерсти викуньи называли «тканью Богов». Она необычайно мягкая и тёплая, но при этом лёгкая и тонкая. На современном рынке килограмм шерсти викуньи оценивается сотнями долларов.

    Сейчас некоторые зарубежные прядильные компании пытаются поставить на поток производство уникальной ткани – смеси шёлка и… паучьей паутины! Для достижения этой цели используются самки мадагаскарских пауков-кругопрядов.

Их паутинки аккуратно скручиваются в единую ниточку, а потом переплетаются с шёлковыми нитями. В перспективе эти компании планируют при изготовлении ткани использовать только нити из паутины.

О качестве паучьей ткани пока ничего не известно, но стоит она сотни тысяч долларов за квадратный метр!

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов

Рейтинг

последние 5

Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/news/culture/prostye-i-yelitnye-tkani-na-rusi.html

Разновидности и названия тканей

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов  Слово «полотно», значение которого в современной речи приближается к «ткани вообще» (к примеру, «трикотажное полотно»), означало в древности только льняную материю и только вполне определённого переплетения – через каждую нитку; подобное переплетение так и называется – «полотняным». Таким образом, уже лингвистические данные свидетельствуют о широчайшей популярности льняных тканей, а значит, и о разнообразии их выделки.

К сожалению, ткани из растительных волокон очень плохо сохраняются в земле. Среди образцов, добытых археологами, шерстяных существенно больше.

Попадаются даже клочки полушерстяных – лён с шерстью и в утке, и в основе – материй, в которых льняная часть выгнила почти без остатка, отчего оставшаяся шерстяная часть выглядит ажурной, наподобие кисеи.

Ещё большего сожаления достойно то, что исследование древнеславянских тканей, по отзывам самих же учёных, пока ждёт своих первопроходцев.

Так что археологи нередко называют любую найденную растительную ткань «льняной», забывая о широком распространении конопли и вовсе упуская из виду другие источники растительных волокон, например крапиву. Берестяные грамоты и иные документы минувших веков сохранили для нас названия многих разновидностей тканей, в том числе и льняных, однако скудость и недостаточная изученность археологических образцов на сегодняшний день не позволяют снабдить каждый из них ярлычком с подлинным древнерусским названием.

  По свидетельству языковедов, большинство названий тканей из растительного волокна в языке древних славян – свои, исконные, не заимствованные. Так, наиболее толстая и грубая льняная (или посконная) материя именовалась «вотолой»: закономерно, что слово потом перешло на изделие из этой ткани – разновидность плаща.

Другой вид толстой, очень прочной и плотной ткани носил название «толстина»: учёные пишут, что это была дешёвая, скорее всего, конопляная материя, которая шла, в частности, на паруса.

«Узчиной», «усциной» называли обычное, «среднее» полотно, из которого делали мужские и женские рубахи, скатерти, полотенца; слово «усцинка» было одним из синонимов «полотна». Более тонкие, тщательно отбеленные, нарядные холсты носили названия «бель», «тончица», «частина».

Вероятно, образец именно такой ткани был найден в Московской области в погребении ХI века: это тонкое и плотное, с ровным переплетением, хорошо отбеленное полотно. Волокно нитей, спряденных, как видно, истинной «тонкопряхой», за девять веков не утратило пушистости и блеска…

  Конопляные ткани также использовались для изготовления одежды: рубах и штанов. Названия таких тканей – «посконные», «замашные», «замашковые» – появляются, согласно словарям, в письменных источниках начиная с ХVI века.

Однако археологические находки (например, семена культурной конопли) свидетельствуют, что конопляные ткани существовали на целые тысячелетия раньше, а значит, были и соответствующие термины.

Те же, что в ХVI веке, или другие?

  Наименования шерстяных тканей лингвисты относят к древнейшим, «праславянским» пластам нашего языка. Такова хотя бы знаменитая «власяница» – грубая шерстяная ткань, буквально «материя, вытканная из волосков».

Впоследствии, в христианскую эпоху, это слово перешло на очень жёсткую и колючую монашескую одежду, которую ткали иногда даже из конского волоса и надевали специально ради «умерщвления плоти». Следует упомянуть и о ткани из… человеческих волос, найденных чехословацкими исследователями.

Если вспомнить всё известное нам о магических свойствах человеческих волос, можно предположить, что подобные ткани использовались в ритуальных целях.

  Слово «сермяга» в современной речи часто употребляется для обозначения «грубой ткани вообще». Так и видится за ним нечто неказистое, «серенькое». Видимо, на этом основании некоторые авторы считают сермягу тканью из растительного волокна.

Тем не менее, по мнению большинства учёных, «сермягой» древние славяне называли толстую шерстяную ткань переплетения «через нитку» (в применении с шерстяной ткани его называют «суконным»). Происхождение слова «сермяга» ставит в тупик маститых языковедов.

Является ли оно древним заимствованием, и если да, то откуда – трудный вопрос. Исследователи склоняются к мнению о его «праславянском» характере.

  Другие названия шерстяных тканей, известные из летописей и берестяных грамот домонгольских времён, – «водмол», «опона», «орниць», «ярига», «сукно».

Слово «сукно» встречается в памятниках письменности начиная с ХII века (вещи, сделанные из него, назывались «сукняными»), но учёные пишут, что и термин, и способ изготовления такой ткани – много древнее. Известно несколько способов «валяния» сукна.

Вот, например, один из наиболее архаических: шерстяную ткань типа сермяги раскладывали на широкой доске и поливали понемногу, но непрерывно горячей водой. Двое крепких мужчин устраивались друг против друга возле этой доски и ногами двигали по ней ткань – то к себе, то от себя.

Поверхностные волоски при этом образовывали плотный слой наподобие тонкого войлока. Так что сукно у древних славян наверняка было не только привозное, но и своё.

  С ХII века, по мнению учёных, его начали валять с помощью привода от водяных мельниц, уже известных нашим предкам в те времена.

  Кажется, слово «грубый» излишне часто встречается в этой главе.

Археологические находки свидетельствуют, что древние славяне прекрасно умели сортировать шерсть, смотря по тому, какого качества пряжу, а в дальнейшем и ткань – от грубой до тончайшей – собирались изготовить.

Сортировка велась уже в момент стрижки: наши предки знали, что лучшая пряжа получается из руна с боков и задней части тела животного, покрытых наиболее мягким и нежным подшёрстком.

При раскопках обнаружены образцы тканей из отлично вычесанной (археологи назвали её «высокосортной») овечьей «волны»: использовались лишь пушковые волоски, жёсткие остевые были удалены. Из козьего пуха, столь же тщательно обработанного и спряденного, делалась тонкая и очень тёплая ткань «цатра», хорошо подходившая для зимних тёплых рубах.

  По мнению многих специалистов, первоначально так назывались клетчатые шерстяные или полушерстяные ткани и только потом термин перешёл на разновидность «набедренной» женской одежды. В древних могилах найдены остатки древних понёв, вытканных в технике бранья.

В позднейшие времена, когда началось размывание традиционной культуры, браные полосы стали изготавливать отдельно (и даже покупать на стороне) и пришивать снизу к подолу; в древности подобное «святотатство» было недопустимо. В полушерстяных понёвных тканях растительные и шерстяные нити чередуются как в утке, так и в основе.

Читайте также:  Туника: это что такое, ударение в слове, одежда, описание моделей и кроя

После нескольких веков в земле они становятся «ажурными», как было упомянуто в начале настоящей главы. Это одна из немногих материй, которую уверенно снабжают ярлычком: «понёвная ткань»…

  Шёлковые ткани у древних славян были исключительно привозными, в основном византийскими. Стоили они дорого, и поэтому шёлковые одежды носили главным образом богатые люди.

Простой народ использовал наиболее дешёвые (однотонные) сорта шёлка разве что для редко надевавшихся праздничных нарядов да ещё для украшения деталей одежды – например, «очелий» женских головных уборов.

Соответственно и названия шёлковых тканей, бытовавшие у славян, – «брячина» («брачина»), «годовабль», «коприна», «обирь», «оксамит» (некоторые учёные утверждают, что это – шёлк, другие – что это род бархата), «оловир» и так далее – в нашем языке «не родные». Скажем, «оксамит» – не что иное, как искажённое греческое «гексамит» – «шестинитчатый».

Само же слово «шёлк», как полагают языковеды, попало в древнерусский из германских языков. Его предшественниками могли быть древнескандинавское «силки», древнеанглийское «сьолук» и так далее; германцы же, в свою очередь, заимствовали его у римлян: «шёлк» по-латыни «серикус», то есть «китайская ткань», от «Серес» – «Китай».

  Знали на Руси и хлопчатобумажные ткани. Документы ХIII века сохранили слово «бумажник», означавшее не современный «карманный портфельчик» (Словарь С.И.

Ожегова) для денег и документов, а мешок из соответствующей ткани.

В берестяной грамоте ХIV века учёным попалось слово «зендень», «зендянца», также обозначавшее хлопчатобумажную ткань: «Купи мне зендянцю добру…» – наказывает некая Марина своему сыну Григорию…

  Существовали и названия тканей по цвету. «Пестрядью», «пестриной» назывались материи, сочетавшие разноцветные нити в утке и основе. Такие слова, как «бель», «багрец», «зелень», «синота» («синета»), «червленица» («червлень», «червь»), до сих пор можно в общем понять и без словарей.

Всё это разновидности «крашенины», крашеных тканей. Но были и иные слова для обозначения цвета, нередко очень образные и красивые.

Например, «смурый» (тёмно-серый), «померклый» (тёмный, чёрный) «срений» (бело-серый), «зекрый» (зелёно-голубой, бирюзовый), «пелесый» (тёмный, бурый), «плавый» (желтоватый), «половый» (беловатый, изжелта-белый; отсюда этническое название «половцы» – несмотря на расхожее заблуждение, это был светловолосый народ!), «редрый» (рыжий, красноватый), «смаглый» (тёмный, от «смага» – жар, пламя)… Наверняка многие из них употреблялись нашими предками, когда речь шла о разноцветных материях, вытканных дома или увиденных на торгу.

автор статьи М. Семенова

Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов Славянские ткани: какие существуют разновидности русских народных материалов

Источник: http://ruhistor.ru/culture_byt_sla_063.html

Разновидности и названия тканей

Разновидности и названия тканей

В главе «Лён» было уже рассказано, что слово «полотно», значение которого в современной речи приближается к «ткани вообще» (к примеру, «трикотажное полотно»), означало в древности только льняную материю и только вполне определённого переплетения – через каждую нитку; подобное переплетение так и называется – «полотняным».

Таким образом, уже лингвистические данные свидетельствуют о широчайшей популярности льняных тканей, а значит, и о разнообразии их выделки. К сожалению, ткани из растительных волокон очень плохо сохраняются в земле. Среди образцов, добытых археологами, шерстяных существенно больше.

Попадаются даже клочки полушерстяных – лён с шерстью и в утке, и в основе – материй, в которых льняная часть выгнила почти без остатка, отчего оставшаяся шерстяная часть выглядит ажурной, наподобие кисеи. Ещё большего сожаления достойно то, что исследование древнеславянских тканей, по отзывам самих же учёных, пока ждёт своих первопроходцев.

Так что археологи нередко называют любую найденную растительную ткань «льняной», забывая о широком распространении конопли и вовсе упуская из виду другие источники растительных волокон, например крапиву.

Берестяные грамоты и иные документы минувших веков сохранили для нас названия многих разновидностей тканей, в том числе и льняных, однако скудость и недостаточная изученность археологических образцов на сегодняшний день не позволяют снабдить каждый из них ярлычком с подлинным древнерусским названием.

По свидетельству языковедов, большинство названий тканей из растительного волокна в языке древних славян – свои, исконные, не заимствованные. Так, наиболее толстая и грубая льняная (или посконная) материя именовалась «вотолой»: закономерно, что слово потом перешло на изделие из этой ткани – разновидность плаща (см. главу «Плащ»).

Другой вид толстой, очень прочной и плотной ткани носил название «толстина»: учёные пишут, что это была дешёвая, скорее всего, конопляная материя, которая шла, в частности, на паруса.

«Узчиной», «усциной» называли обычное, «среднее» полотно, из которого делали мужские и женские рубахи, скатерти, полотенца; слово «усцинка» было одним из синонимов «полотна». Более тонкие, тщательно отбеленные, нарядные холсты носили названия «бель», «тончица», «частина».

Вероятно, образец именно такой ткани был найден в Московской области в погребении ХI века: это тонкое и плотное, с ровным переплетением, хорошо отбеленное полотно. Волокно нитей, спряденных, как видно, истинной «тонкопряхой», за девять веков не утратило пушистости и блеска…

Конопляные ткани также использовались для изготовления одежды: рубах и штанов. Названия таких тканей – «посконные», «замашные», «замашковые» – появляются, согласно словарям, в письменных источниках начиная с ХVI века.

Однако археологические находки (например, семена культурной конопли) свидетельствуют, что конопляные ткани существовали на целые тысячелетия раньше, а значит, были и соответствующие термины.

Те же, что в ХVI веке, или другие?

Наименования шерстяных тканей лингвисты относят к древнейшим, «праславянским» пластам нашего языка. Такова хотя бы знаменитая «власяница» – грубая шерстяная ткань, буквально «материя, вытканная из волосков».

Впоследствии, в христианскую эпоху, это слово перешло на очень жёсткую и колючую монашескую одежду, которую ткали иногда даже из конского волоса и надевали специально ради «умерщвления плоти». Следует упомянуть и о ткани из… человеческих волос, найденных чехословацкими исследователями.

Если вспомнить всё известное нам о магических свойствах человеческих волос, можно предположить, что подобные ткани использовались в ритуальных целях.

Слово «сермяга» в современной речи часто употребляется для обозначения «грубой ткани вообще». Так и видится за ним нечто неказистое, «серенькое». Видимо, на этом основании некоторые авторы считают сермягу тканью из растительного волокна.

Тем не менее, по мнению большинства учёных, «сермягой» древние славяне называли толстую шерстяную ткань переплетения «через нитку» (в применении с шерстяной ткани его называют «суконным»). Происхождение слова «сермяга» ставит в тупик маститых языковедов.

Является ли оно древним заимствованием, и если да, то откуда – трудный вопрос. Исследователи склоняются к мнению о его «праславянском» характере.

Другие названия шерстяных тканей, известные из летописей и берестяных грамот домонгольских времён, – «водмол», «опона», «орниць», «ярига», «сукно».

Слово «сукно» встречается в памятниках письменности начиная с ХII века (вещи, сделанные из него, назывались «сукняными»), но учёные пишут, что и термин, и способ изготовления такой ткани – много древнее. Известно несколько способов «валяния» сукна.

Вот, например, один из наиболее архаических: шерстяную ткань типа сермяги раскладывали на широкой доске и поливали понемногу, но непрерывно горячей водой. Двое крепких мужчин устраивались друг против друга возле этой доски и ногами двигали по ней ткань – то к себе, то от себя.

Поверхностные волоски при этом образовывали плотный слой наподобие тонкого войлока. Так что сукно у древних славян наверняка было не только привозное, но и своё.

С ХII века, по мнению учёных, его начали валять с помощью привода от водяных мельниц, уже известных нашим предкам в те времена.

Кажется, слово «грубый» излишне часто встречается в этой главе.

Археологические находки свидетельствуют, что древние славяне прекрасно умели сортировать шерсть, смотря по тому, какого качества пряжу, а в дальнейшем и ткань – от грубой до тончайшей – собирались изготовить.

Сортировка велась уже в момент стрижки: наши предки знали, что лучшая пряжа получается из руна с боков и задней части тела животного, покрытых наиболее мягким и нежным подшёрстком.

При раскопках обнаружены образцы тканей из отлично вычесанной (археологи назвали её «высокосортной») овечьей «волны»: использовались лишь пушковые волоски, жёсткие остевые были удалены. Из козьего пуха, столь же тщательно обработанного и спряденного, делалась тонкая и очень тёплая ткань «цатра», хорошо подходившая для зимних тёплых рубах.

В главе «Понёва» рассказано, что, по мнению многих специалистов, первоначально так назывались клетчатые шерстяные или полушерстяные ткани и только потом термин перешёл на разновидность «набедренной» женской одежды.

В древних могилах найдены остатки древних понёв, вытканных в технике бранья.

В позднейшие времена, когда началось размывание традиционной культуры, браные полосы стали изготавливать отдельно (и даже покупать на стороне) и пришивать снизу к подолу; в древности подобное «святотатство» было недопустимо.

В полушерстяных понёвных тканях растительные и шерстяные нити чередуются как в утке, так и в основе. После нескольких веков в земле они становятся «ажурными», как было упомянуто в начале настоящей главы. Это одна из немногих материй, которую уверенно снабжают ярлычком: «понёвная ткань»…

Шёлковые ткани у древних славян были исключительно привозными, в основном византийскими. Стоили они дорого, и поэтому шёлковые одежды носили главным образом богатые люди.

Простой народ использовал наиболее дешёвые (однотонные) сорта шёлка разве что для редко надевавшихся праздничных нарядов да ещё для украшения деталей одежды – например, «очелий» женских головных уборов.

Соответственно и названия шёлковых тканей, бытовавшие у славян, – «брячина» («брачина»), «годовабль», «коприна», «обирь», «оксамит» (некоторые учёные утверждают, что это – шёлк, другие – что это род бархата), «оловир» и так далее – в нашем языке «не родные». Скажем, «оксамит» – не что иное, как искажённое греческое «гексамит» – «шестинитчатый».

Само же слово «шёлк», как полагают языковеды, попало в древнерусский из германских языков. Его предшественниками могли быть древнескандинавское «силки», древнеанглийское «сьолук» и так далее; германцы же, в свою очередь, заимствовали его у римлян: «шёлк» по-латыни «серикус», то есть «китайская ткань», от «Серес» – «Китай».

Знали на Руси и хлопчатобумажные ткани. Документы ХIII века сохранили слово «бумажник», означавшее не современный «карманный портфельчик» (Словарь С. И.

Ожегова) для денег и документов, а мешок из соответствующей ткани.

В берестяной грамоте ХIV века учёным попалось слово «зендень», «зендянца», также обозначавшее хлопчатобумажную ткань: «Купи мне зендянцю добру…» – наказывает некая Марина своему сыну Григорию…

Существовали и названия тканей по цвету. «Пестрядью», «пестриной» назывались материи, сочетавшие разноцветные нити в утке и основе. Такие слова, как «бель», «багрец», «зелень», «синота» («синета»), «червленица» («червлень», «червь»), до сих пор можно в общем понять и без словарей.

Всё это разновидности «крашенины», крашеных тканей. Но были и иные слова для обозначения цвета, нередко очень образные и красивые.

Например, «смурый» (тёмно-серый), «померклый» (тёмный, чёрный) «срений» (бело-серый), «зекрый» (зелёно-голубой, бирюзовый), «пелесый» (тёмный, бурый), «плавый» (желтоватый), «половый» (беловатый, изжелта-белый; отсюда этническое название «половцы» – несмотря на расхожее заблуждение, это был светловолосый народ!), «редрый» (рыжий, красноватый), «смаглый» (тёмный, от «смага» – жар, пламя)… Наверняка многие из них употреблялись нашими предками, когда речь шла о разноцветных материях, вытканных дома или увиденных на торгу.

Следующая глава

Источник: https://history.wikireading.ru/404337

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector