Холст: это что такое, из чего его делают, для чего он нужен, описание

О том, что такое печать на холсте, мир узнал недавно — лет 30 назад. Метод появился, когда художественные полотна удалось оцифровать, а полученное изображение — перенести на новый носитель. Смысл процесса — в тиражировании копий рукотворных шедевров в угоду запросам потребителя.

Мало кто мог себе позволить приобрести подлинник, нарисованный рукой художника. А вот репродукцию — почти все. Вот и стали люди украшать свои дома картинами, а печать на холсте развивалась дальше, постепенно расширяя сферы применения.

Для чего нужна печать на холсте?

  1. Изготовление фотопортретов. Отпечатанное на холсте и обрамленное багетом фото — удачный выбор подарка на юбилей, свадьбу, другую памятную дату. Это нетривиальное решение, как говорится, на года.
  2. Создание репродукций.

    Посетили выставку и приглянулась одна из картин? Если это популярное произведение, то наверняка у него уже есть оцифрованные исходники для распечатки на холсте. Осталось правильно выбрать связку «материал—чернила», и отличить репродукцию от подлинника сможет только профи.

  3. Дизайн интерьеров.

    Украшение стен декоративными панно — стилистический прием, уместный в нескольких направлениях: шебби-шик, кантри, прованс. Изображения выбирают нейтральные, если стоит задача оттенить яркие элементы интерьера, или сюжетные, фантазийные, если нужно, наоборот, привлечь внимание к панно.

Виды чернил

Существует три популярных вида краски для нанесения изображений на холст. Рассмотрим каждую из них:

Печать сольвентными чернилами

Процесс печати мы детально рассмотрели в статье о сольвентной печати. В случае с холстом механика не меняется — печатают на цифровых принтерах или широкоформатных плоттерах.

Сольвент дает стойкое изображение на натуральном волокне, но четких контуров ждать не стоит. Чтобы повысить качество картинки, в макете прорисовывают контуры изображений. Субъективное мнение полиграфистов: сольвентными чернилами лучше печатать интерьерные полотна с невысокой детализацией.

Еще один момент — безопасность. Циклогексагон в составе сольвентных красок — весомая причина не вешать такую картину в жилом помещении.

Есть в продаже экосольвентные чернила, но приставка «эко» означает не экологичность состава, а экономность.

То есть такой подвид краски просто на 70 % менее агрессивен (и, соответственно, менее устойчив к выгоранию), но называть его полностью безопасным для здоровья человека нельзя.

Печать водорастворимыми чернилами

Главный плюс этого выбора — четкость мельчайших деталей. Подходит для фото, и не только портретных, крупным планом, но и для групповых, на которых искажения — не редкость. Минус технологии — низкая стойкость.

По сути, водорастворимая краска — это обычный пигмент с низким содержанием добавок. Он хорошо покрывает холст, пропитывает верхний слой материала. Но также хорошо выгорает под прямыми солнечными лучами. Из-за этого способ печати не сильно востребован.

Печать пигментами

Из 10 центров полиграфии 9 предлагает нанесение изображений пигментными красками. Безопасный состав и высокая стойкость картинки привлекают потребителя. Основа красок — масло, за счет которого изображение выглядит сочно, цвета насыщенные, яркие. Оттенки, полутона, переходы передаются с высокой точностью — никаких сюрпризов в стиле «ожидание — реальность» не будет.

Пигментные краски подходят как для стандартных форматов (А4, А3), так и для широкоформатной печати струйными принтерами. Несмотря на фактуру носителя, покрытие получается равномерным и плотным.

Этому способствуют гликоли и глицерин в составе чернил. Есть универсальные составы, которые подходят для большинства печатающих устройств, а есть фирменные.

Свои пигментные краски выпускают лидеры отрасли — HP, Canon, Epson.

Формулы фирменных составов строго засекречены, хотя рядовому потребителю и не интересна эта информация, главное — компании-производители гарантируют безопасность чернил и качество отпечатков.

Какой вид холста лучше?

Есть три вида холстов под печать — натуральные, комбинированные и синтетические. Рассмотрим каждый из них.

Натуральный

Его изготавливают из хлопка или льна, наносят грунтовку, чтобы заполнить пустоты ячеек. Связка «натуральный холст + пигментные чернила» оптимальна в плане качества изображения. Но нужно учитывать еще и тип оборудования. Если это широкоформатный плоттер, то с детализацией могут быть проблемы. Внимательно смотрите примеры работ в полиграфическом центре.

Натуральные холсты белого, иногда с желтизной, цвета. Достаточно плотные — около 300—500 г/м². На них органично выглядят репродукции картин с пейзажами и портретами.

Некоторая грубость текстуры — не недостаток. Она придает реалистичность, чем зрительно отличает от промышленного изделия. Вкупе с арсеналом постпечатных работ над изображением, о которых мы расскажем ниже, на натуральном холсте можно воссоздать шарм работ древних художников, чем порадовать любителей подлинной живописи.

Комбинированный

Нити этого материала содержат растительные и химические волокна: хлопок или лен + полиэстер или лавсан. Первые — бежевого, желтоватого, серого цвета, вторые — кипельно-белые, с характерным блеском. Есть несколько видов комбинированных холстов, отличаются они по эластичности, влаговпитываемости и стойкости изображения.

От эластичности зависит качество натяжения холста на подрамник, если она слишком высокая, красящий слой на картине со временем может деформироваться. Гигроскопичность влияет на стойкость цветов — натуральные волокна лучше впитывают влагу, чем искусственные, поэтому краска на них держится дольше.

Синтетический

Такой холст более прочный, чем натуральный. Он нейтрален к внешней среде и температурам, не впитывает влагу, запахи. По фактуре есть разные варианты: от крупно- до мелкоячеистой, полотняное плетение, двунитка. Синтетика экологична, не горит, а плавится, точно имитирует фактуру натурального полотна и стоит дешевле.

Чаще искусственные холсты используют для печати рекламы и интерьерных элементов. Реже — для портретов и фото, еще реже — для репродукций картин. Все-таки на натуральных нитях художественные полотна выглядят лучше, хотя ничто не ограничивает выбор сюжетов изображений по вкусу заказчика.

Постпечатная обработка

После нанесения изображения на холст, картину можно дополнительно обработать, чтобы придать и усилить нужный эффект:

  • Вскрыть лаком. Он добавит лоска, усилит яркость основных цветов, сделает границы более четкими. Практическая ценность обработки — повышение устойчивости красящего слоя к влаге и перепадам температуры. Холст с лаковым покрытием меньше выгорает на солнце, на нем не скапливается пыль.
  • Нанести гелевые мазки. Если вам нравится техника импасто или фактурные мазки маслом, при заказе печати на холсте уточните возможность нанесения гелевого слоя с имитацией нужной фактуры. Такая картина, да еще и на натуральном материале, будет образцово реалистичной.
  • Обработать кракелюрным гелем. Обработка применяется для эффекта состаривания, краска получает характерные трещинки, придающие вековой шарм полотну.

Где заказать печать на холсте?

Этой услугой занимаются небольшие полиграфические центры формата «у дома», также печать на холсте предлагают крупные типографии — в составе комплекса услуг. Последние печатают рекламу и интерьерные картины, берутся только за большие форматы и тиражи. По стоимости у них выгоднее заказать несколько картин, чем одну.

Выбрать типографию для печати на холсте можно здесь.

Также есть интернет-сервисы, на которых пользователь может сам сделать свою картину. Нужно загрузить фото/изображение, выбрать параметры и опции и отправить заявку на печать. Чтобы подтвердить заказ, с вами свяжется менеджер. Когда работа будет готова, ее отправят по почте. Работают такие сервисы по предоплате.

Что влияет на цену картины/фото на холсте?

  • Размер: от 30 до 120 см (длина грани), прямоугольные, квадратные, модульные.
  • Оформление в багет.
  • Вид чернил.
  • Покрытие гелями и лаками.
  • Художественная ретушь изображения перед печатью.
  • Подстановка лица человека в портретный фон.
  • Цветокоррекция и добавление эффектов.
  • Создание коллажа из нескольких фото.

Средняя стоимость картины из фото по Москве — от 2650 до 3300 рублей для самого популярного прямоугольного формата 50 х 75 см без учета доставки.

На видео показано, как распечатанное на холсте фото натягивают на подрамник:

Итоги

  • Печать на холсте — способ получить репродукцию картины или фото в виде художественного произведения быстро и за небольшие деньги.
  • Технология популярна не только у частных заказчиков, но и у дизайнеров интерьеров и рекламщиков.
  • Есть разные виды чернил для такой печати — сольвентные, водорастворимые, пигментные.
  • Холст может быть натуральным, синтетическим и комбинированным.
  • Печатают фото и картины как мини-типографии, так и крупные полиграфические центры.
  • Стоимость картины зависит от размеров, наличия багета, до- и постпечатной обработки.

Источник: https://print-info.ru/articles/pechat-na-holste.html

Что такое печать на холсте и для чего это нужно

Рукотворные подлинники картин стоят дорого и не каждому по деньгам могут быть доступны.

Да и по большому счёту это ни к чему, ведь сегодня есть печать на холсте, заказать такую услугу можно, например, тут — https://copy.spb.ru/nahi_uslugi/shirokoformatnaya_pechat/pechat_na_holste/. Давайте подробнее разберёмся что такое печать на холсте, для чего нужна и по большей части применяется.

Что такое печать на холсте

Для печати на принтере вместо традиционной бумаги используется холст, практически идентичный тому, что используют художники при написании картин, но немного приспособленный для цифровой печати на особого рода принтере. Такой холст имитирует художественное полотно, в следствии чего изображение получается похожим на настоящую картину.

Качество напечатанной картины напрямую зависит от качества полотна. Такие полотна изготавливают из натурального хлопка, льна, или делают синтетическими.

  • Напечатанное полотно натягивается на подрамник, изготовленный из дерева, абсолютно такой, на который натягиваются холсты обыкновенных картин.
  • Чернила для печати на холсте используются особые и должны быть качественного производства, для того чтобы картина со временем не выцветала.

Процесс печати картины на холсте вкратце выглядит так

Для чего нужна печать на холсте

На холсте можно напечатать фотопортрет, который станет достойным подарком к празднику. Так же можно создать репродукцию любой картины, к примеру, из музея.

Печать на холсте так же используется в дизайне интерьеров. Можно сделать декоративное панно или мозаику из картин, вот как на фото ниже.

Печать на холсте, вариант применения

В общем, любое цифровое изображение можно перенести на специальный холст и сделать из него картину.

Холсты применяют из натуральных материалов, так и синтетические. Натуральные холсты — это настоящее полотно художника, такие картины требуют осторожного обращения, а так же боятся влаги. Натуральный холст после печати часто покрывают лаком для его защиты, а так же создаёт глянцевое покрытие.

Для репродукции картин выбираются холсты потолще, для того, чтобы картина выглядела наиболее естественно. Поверхность такой картины часто покрывают специальными фактурными гелями, которые имитируют мазки кисти.

Покрытие напечатанной картины специальным гелем имитирует мазки кисти

Для печати графики и фотографий используют тонкие холсты, с более гладкой поверхностью и ровным плетением нитей.

Полотна из льна используются художниками. Они имеют грубую фактуру и напечатанная на таком полотне картина максимально имеет вид настоящей.

Разновидности полотен для печати

Синтетические холсты не бояться влаги и, соответственно, не деформируются при изменении влажности. Они ровные и на них хорошо печатать фотографии с высоким разрешением.

Так же они могут быть абсолютно белыми, либо с оттенками натуральных тканей. Холсты бывают из волокон как на 100% состоящими из синтетики, так и на 30-60%.

Печать на полностью синтетических холстах самая дешёвая.

Рекомендую:  Как обшить и утеплить веранду

Чем печатают картины, виды чернил

Для внутренних интерьеров необходимо использовать чернила на водной основе. Подходят латексные и пигментные. Печать сольвентными чернилами сомнительна.

Пигментные чернила подходят для печати на холсте лучше всего. Пигментные чернила это смесь мелких частиц красящего неорганического пигмента в воде со специальными добавками. При печати пигмент прилипает к поверхности холста, сохраняя устойчивую структуру. Яркость красок сохраняется десятилетиями.

Водорастворимые чернила это раствор красителя в воде со специальными добавками. Они ярче чем пигментные, но под воздействием солнечных лучей довольно быстро выцветает, даже под слоем лака.

Латексные чернила по своей сути похожи на пигментные, но с добавлением полимера, который при его нагревании при печати расплавляется, образую на холсте плёнку. Имеют повышенную стойкость к агрессивным условиям эксплуатации.

Экосольвентные чернила — группа чернил, с растворителями в составе. В них вода заменена на растворитель — сольвент. Растворитель протравливает верхний слой холста, благодаря чему пигмент надёжно в нём фиксируется.

Ранее сольвентные чернила рекомендовались лишь для наружной печати, сейчас используется и для интерьеров. Производители сольвентных чернил работают над уменьшением вреда для здоровья человека и последние образцы сертифицируются для использования в жилых помещениях.

Перед заказом печати следует узнать, есть ли на чернила такой сертификат.

Цифровая печать на холсте

Мы рассмотрели что такое и для чего нужна печать на холсте. В итоге это довольно недорогое удовольствие сделать свой интерьер красивее и ярче.

Оставляйте ваши советы и комментарии ниже. Подписывайтесь на новостную рассылку. Успехов вам, и добра вашей семье!

Источник: https://chonemuzhik.ru/chto-takoe-pechat-na-xolste-i-dlya-chego-eto-nuzhno.html

Виды холстов для живописи, какой выбрать

Выбор холста, наверное, одно из самых трудных заданий для начинающего художника. Холст — это основа для Вашего шедевра, и если выбрать холст неправильно, то и шедевр может получится «не правильным» или попросту не получиться. Выбирая холст Вы как бы наперед уже определяете технику и способ написания картины. В чем секрет? Давайте рассмотрим поподробнее что такое холст и как же его правильно выбрать.

Выбирая холст, обратите внимание на материал. Вы ведь видели какое обилие холстов сейчас предлагают художественные магазины и интернет-сайты? Не стоит делать выбор холста наугад, небольшие знания помогут Вам определиться легко и быстро.

Из какого материала выбрать холст для масляных красок, хлопок или лен?

Холсты из хлопка на сегодняшний день, наверное, самые распространенные и пользуются постоянным спросом. Выбрав хлопковый холст, вы не прогадаете, материал «послушный», на нем приятно и удобно писать картины в любой технике маслом. Насколько мне известно первыми холсты из хлопка начали использовать в США, только в прошлом веке. Как понимаете им нет еще и века, значит невозможно проверить насколько они долговечны.

Плюсом выбора холста из хлопка можно сказать:

  • цена холста не столь велика как у льняного;
  • при хорошей натяжке хорошо и удобно писать на хлопковом холсте;

Если говорить о минусах холста из хлопка, то стоит отметит:

  • подвержен накоплению влаги.
  • легко подвергается механическом влиянию;
  • со временем хлопковый холст может провисать.

Выбрав холст из льна Вы повторите старых мастеров, которые писали свои шедевры только на льняных холстах. Лен зарекомендовал себя как лучший материал для холста.

Картины на льняных холстах пишутся уже не одно столетие, в отличии от хлопка который как материал для холста появился не так давно.

Выбор льняного холста для живописи является среди художников «благородным» и самым хорошим.

Если говорить о плюсах льняного холста, то стоит отметить:

  • лен не поглощает влагу в отличии от хлопка;
  • менее подвержен провисанию со временем;
  • не настолько подвержен механическим повреждениям;

А как же минусы? Они есть при выборе холста из льна? Есть:

  • льняной холст стоит гораздо дороже хлопкового;
  • вес его немного больше чем хлопка (если говорить о выставках и отправкой почтой картин);

Признаюсь честно, на момент написания этой статьи, я ни разу не пользовался холстом из синтетического волокна. Более того в магазине в котором я покупаю свои художественные материалы, ни разу не видел синтетического холста.

Это конечно веяние нового времени в живописи и большинство художественных салонов пока не рискуют их привозить. Искусственный холст – как можно такое выбрать, подумают большинство кто читает это.

Но время идет вперед, и как раньше никто не мог даже подумать о хороших кистях из синтетики, то же самое сейчас с холстами.
Плюсы холстов из синтетики:

  • думаю никто спорить не будет с тем что синтетика не гниет и не вбирает в себя влагу;
  • холст из синтетики будет легче, чем холст из натуральных материалов;

Минусы синтетических холстов:

  • как говорят художники они не прошли проверку временем;
  • мало кто практиковался на них (я и сам ни разу еще не писал на них), от того сложно сказать, как он ведет себя во время письма.
  • Встречаются также комбинированные холсты: хлопок-лен, хлопок-синтетика, лично я отношусь к ним скептически. Разные материалы ведут себя по-разному, а в комбинации могут повести себя не предсказуемо.

Какая зернистость холста нужна для качественной живописи?

На каждом холсте написано какая у него зернистость. Как в них разобраться и какая лучше?

Есть три вида зернистости холстов:

  •  мелкозернистый холст. Такие холсты отличаются своей почти гладкостью, зернистость холста очень мелкая и от того его сейчас выбирают не многие. На таких холстах хорошо писать лессировками, накладывая один слой краски за другим. Хороший выбор если вы хотите написать портрет.
  • среднее зерно холста. А вот холст со средним размером зерна, за частую один из самых востребованных. На таких холстах удобно писать пастозно, а также можно писать лессировками.
  • крупнозернистый холст отлично подойдет для работы мастихином. Такой холст хорошо держит фактурную живопись без видимой деформации.

Какой выбрать холст, загрунтованный или нет?

Выбор очевиден, Ваш холст должен быть загрунтованным для того чтобы на нем писать масляными красками. Не загрунтованный холст не подходит для письма, это 100%. Но как всегда у Вас есть выбор: купить загрунтованный холст, или не загрунтованный и естественно загрунтовать его самостоятельно. Как? В магазинах продается художественный грунт, которым нужно «доработать» холст.

Холст на подрамнике или на картоне, какой выбрать?

Тут выбор как всегда за Вами:

  • холст на подрамнике, вы можете отрегулировать его натяжку, при перевозке можно снять холст, а потом снова натянуть. Холст на подрамнике дает «пружинистость» за счет натяжки во время письма. Лично мне это очень нравится.
  • холст на картоне, это тот же холст только приклеен к картону, он тоньше (за счет отсутствия подрамника) и стоят дешевле чем холст на подрамнике. С этим у Вас не получится регулировать натяжку полотна, но зато он и не провиснет со временем.

Также стоит сказать о фанере, ДВП и дерево на которых художники пишут этюды в студии или на пленэре. Отличный материал, но как понимаете не долговечен, писать на нем можно, но уделите внимание грунту этого материала.

Фанера со временем может расслоиться, а ДВП дать волны от влаги, Дерево в данном случае будет более практично, если его хорошо загрунтовать и защитить, вы ведь видели деревянные иконы, к которым веками приходят верующие.

Конечно в первую очередь долговечность картины зависит от того в каких условиях она находится, насколько переменчив климат и уровень влаги в помещении, где она висит. Материал из которого сделан холст может существенно продлить или сократить время «жизни» Вашего шедевра.

(42

Источник: https://pugach-painting.com/ru/vidy-xolstov-dlya-zhivopisi-kakoj-vybrat/

Как выбрать холст для живописи

Какой холст выбрать, чтобы краски ложились, как задумано, чтобы ничего не осыпалось, не расползалось, не деформировался красочный слой и чтобы хранить свой шедевр можно было долгие годы? Знаете ли вы, что есть множество параметров, на которые нужно обращать внимание, и новичку, в особенности, немудрено в них и запутаться.

Но на самом деле, вопрос о том, какой холст купить, не так уж сложен. Давайте пройдемся по главным пунктам. Итак, как разделяются полотна для живописи и на что нужно обращать внимание?

Поистине лучший выбор. В его пользу говорит само время — на льняном холсте пишут уже не одно столетие. Почему они так нравятся художникам?

Плюсы:

  • Прочный материал. Устойчиво переносит механические повреждения.
  • Не впитывает влагу (как хлопок).
  • Почти не склонен к провисанию.
  • Выпускается ткань разной зернистости, которая подходит для разных живописных «задач».

Минусы:

  • Не всем нравится слишком рельефная фактура полотна (в зависимости от зернистости).
  • Цена дороже хлопкового
  • Весит также немного больше хлопка (бывает важно, если вы отправляете картины почтой или размещаете на выставке)

Советы по выбору: При покупке смотрите на нити полотна — лучше, если они будут равной длины, без узелков, полос, пятен. Это пригодится, если вам требуется гладкая поверхность.

Хлопковые

Фактура у материала более мелкая и гладкая, сам он более мягкий, чем лен. Это, вероятно, самый распространенный на сегодняшний день материал для холстов. Впрочем, он не лишен и недостатков, сполна которые оценить пока трудно — хлопок стал использоваться для холстов менее века назад, еще трудно сказать, насколько он долговечен.

Плюсы

  • Доступная стоимость
  • Ровная слабовыраженная фактура
  • Если натяжка хорошая, то писать на нем хорошо и удобно

Минусы

  • Не так устойчив к деформации, как лен
  • Из-за перепадов температур, влажности возможно провисание.

Комбинированные

Состоят из нескольких материалов.

Лен/хлопок Имеет качества этих двух материалов. Такое полотно гладкое, как хлопковое, но более прочное, благодаря введению льна.

Плюсы

  • Наличие свойств льняного полотна при невысокой цене.

Минусы

  • Гигроскопичен из-за наличия волокон льна — будьте осторожны, работая в условиях повышенной влажности.

Хлопок/синтетика Состав — хлопок+полиэстер. Бюджетно и одновременно прочно и более долговечно. Отличается полным отсутствием фактуры — полотно получается ровным и гладким.

Плюсы

  • Более устойчив к избыточной влажности и перепадам температур
  • Более устойчив к гниению
  • Прочнее, чем хлопок
  • Хорошо воспринимает масляные краски

Синтетика

Синтетический холст вырабатывают из пряжи, нить которой делают из полиэстера.

Плюсы

  • Прочность, стойкость к деформациям
  • Не подвержен гниению
  • Не деформируется под воздействием влажности окружающей среды

Минусы

  • Холст не прошел испытание временем

Внимание! Учитывайте, что краску синтетическое волокно впитывает иначе, из-за чего есть риск ее растекания.

Виды холстов

Холст на подрамнике

Модульный При провисании с течением времени (обычная ситуация) его можно регулировать – для этого предусмотрены пазы, куда вбиваются специальные клинышки. При желании и необходимости можно легко разобрать, свернуть, упаковать.

Глухой При провисании придется перетягивать заново. Для новичков не подходит.

  • Холсты на подрамнике в Лавке Мастеров.
  • Холст на оргалите

Это листовой материал (на выходе — твердая доска), который изготовлен из смеси измельченных в опилки деревянных волокон и клея. Отличается прочностью, стойкостью к деформации, перепадам температур, влажности и имеет долгий срок хранения. Хорошо и долго держит краску. Стоит недорого.

Холсты на оргалите в Лавке Мастеров.

Минусы

  • Сравнительно много весит (в сравнении с другими основами)
  • Склонен прогибаться по направлению к центру тяжести (во избежание этого листы оргалита нужно усилить с задней стороны деревянными соединительными скобами).

Совет: Лучше брать оргалит гладкий с обеих сторон. Писать по оргалиту лучше всего маслом. Холст на картоне

Подойдет и для начинающих живописцев, и для тех, кто уже давно в теме. Это грунтованное полотно, уже готовое к созданию картин. Прекрасно показывает себя при работе маслом и акрилом, цена недорогая, ровное, выглядит представительно. Бывает разных размеров, цветов.

Холст в рулоне

Такие холсты продаются в больших размерах. Нужный формат отрезается в ходе работы и натягивается на подрамник.

Совет: Если хотите сэкономить, то купите холст в рулоне и затем натягивайте его на подрамник сами (но помните, что это предполагает определенные навыки и сноровку).

Зернистость холста

Зернистость или плотность материала обычно выбирается в соответствии с задачами будущей работы и художественным замыслом.

Мелкозернистый холст (200-300 гр/м2) Прекрасный выбор для гладкой тонкослойной живописи, на нем удобно прописывать детали.

Среднезернистый холст (300-400 гр/м2) Среднезернистый холст от того и «средний» — он оптимален для работ средних форматов.

Крупнозернистый холст (500-600 гр/м2) Удобнее создавать на нем работы в технике пастозная живопись, не деформируется от нагрузки. Хороший вариант для картин больших форматов.

Репинский холст (переплетение рогожкой 4 на 4 нити) Производится из пряжи длинного волокна. Это прочное полотно с ярко выраженной рельефной фактурой.

Театральный холст (редкое переплетение) Отличается от репинского тем, что изготавливается из очёса и короткого волокна, и в ходе производства обрабатывается кислотой. Хороший выбор для масляных и акриловых красок.

Этюдный холст Его поверхность подходит для любой техники рисования (от живописи маслом до аэрографии), поскольку он имеет оптимальную плотность и особую фактуру. Хлопковый, покрыт эмульсионным грунтом

Живописный холст Хорошо сочетается с маслом, а вот от использования с ним темперы или акрила следует воздержаться – полотно пропускает воду, которой эти краски разбавляются. Делается из 100% льна. Менее подвержен растяжению и провисанию даже под несколькими слоями нанесенной краски.

Грунтованный или негрунтованный?

Грунт — это промежуточный слой, который наносится на основу. Нужен для обеспечения прочной связи основы и слоя краски, а также для создания нужной фактуры и цветового фона.

Негрунтованный холст Рассчитан на то, что основу для живописи будут готовить сами художники и больше подходит тем, кто уже знаком с основами живописи.

Грунтованный холст Поверхность таких полотен уже подготовлена к работе — на нее нанесена проклейка и грунт. Применяются также грунтованная бумага и картон.

Виды грунтов

  1. Способ изготовления грунта важен для прочности накладываемого на него красочного слоя.
  2. Клеевой грунт Подходит для картин маслом и для любых основ.

  3. С ним хорошо проявляют себя масляные краски, они быстро просыхают и не растрескиваются.

Эмульсионный грунт В воде нерастворим. Подходит на все основы. Подходит для рисования маслом, водорастворимыми красками.

Техника живописи – самая разная. Лучше, чем клеевой, взаимодействует с масляными красками.

Масляный грунт Для живописи маслом, наносится на все основы. Не подходит для рельефной живописи.

В случае самостоятельного нанесения имейте в виду, что просушка занимает не менее одного года.

Акриловый грунт Предназначен для работы маслом, акрилом, темперой. Наносится на любые основы.

На заметку: Качественно прогрунтованный холст – это полотно без всевозможных «точек», «крестиков» и прочего, что может встретиться между нитями. Работаете с масляной или акриловой краской – выбирайте полотна со стандартным, акриловым трехслойным грунтом.

Пейзажи лучше писать на грунте, которые имеют естественный природный оттенок – бежевый, коричневый.

Какой холст выбрать?

Эти советы подойдут всем, но особенно будут полезны новичкам:

  • Если холст негрунтованный – выбирайте акриловый грунт. Он достаточно гибкий, почти не дает трещин.
  • Лучше покупать грунтованный мелкозернистый холст и избегать крупного переплетения нитей, чтобы не заклеивать постоянно или загрунтовывать просветы.
  • Учитывайте живописные задачи, размер картины и манеру письма и в зависимости от них выбирайте полотно по плотности — мелкозернистое, среднезернистое и т.п.
  • Если у холста торчат нитки или присутствуют узелки – это указывает на его низкое качество. Впоследствии это чревато разрушением красочного слоя. 
  • Пишете маслом – ищите полотно, устойчивое к влажности и прочим негативным факторам проявлениям окружающей среды. 
  • Следите, чтобы у полотна были прогрунтованы торцевые части. Если такой недостаток присутствует, это говорит о том, что оно сделано «подвальным» способом, без соблюдения всех необходимых стандартов. Нанесенная на него краска впоследствии начнет пузыриться и отваливаться.

Источник: https://lavkamasterovshop.ru/blog/articles/kak-vybrat-kholst-dlya-zhivopisi/

Виды холстов и их характеристика

Здесь я привожу статью моего друга, талантливейшего мастера, художника, реставратора Мухитдина Разанова.

Виды холстов и их характеристика

Слово «холст» не означает какую-то конкретную ткань. Это принятое в художественной среде общее название материала из ткани, используемой для живописного основания. Холсты различаются упругостью, прочностью и способностью сохранять изначальное состояние при изменении температуры и влажности воздуха.

Прочность холста обусловлена природой исходного материала, качеством, длиной и крепостью отдельных волокон, а также прядением нити, нормой и равномерностью крутки. Качество холстов зависит от структуры ткани, выделки, веса и плотности. Структура подразумевает качество и количество волокон. Ткацкое переплетение определяет выделку (фактуру).

Вес холста исчисляется в граммах на квадратный метр (до грунтовки), плотность числом нитей основы и утка — на квадратный сантиметр.

Ткань в качестве основы для живописи имеет большие преимущества перед другими материалами, но обладает своими недостатками.

Написанные на холсте картины легки, их можно снимать с подрамников, скатывать в рулоны, переносить и перевозить, что очень удобно, особенно при организации передвижных выставок.

Недостаток холста — слабая сопротивляемость внешним механическим воздействиям: его легко продавить, проколоть, порезать. Кроме того, холст заметно реагирует на изменение температуры и влажности воздуха, так как коэффициент расширения его очень велик.

В живописи в качестве основы применяются различные ткани. Они вырабатываются из пряжи, получаемой из растительных, синтетических и комбинированных волокон. Однако не все они пригодны в качестве живописного основания. Рассмотрим технические данные негрунтованных тканей, наиболее часто используемых художниками.

Льняной холст изготавливается из пряжи, волокно которой получают из стеблей льна. Имеет сероватый и желтоватый цвет. Обладает наибольшей прочностью и стойкостью к влиянию атмосферной влаги, температурным колебаниям.

Волокно льна в несравненно меньшей степени, чем другие, способно к структурным изменениям, вызываемым внешними физико-механическими воздействиями. Это позволяет льняным тканям сохранять первоначальную фактуру (зернистость), имеющую немаловажное значение для живописи.

Льняные холсты в зависимости от качества нитей и выделки можно подразделить на изготовленные из пряжи длинного волокна, и из отходов первичной обработки пряжи — очёса и короткого волокна.

Ткань из льняной пряжи длинного волокна имеет более ровную по толщине нить, она лучше, чем из короткого волокна и очёса, которая очень неравномерна (узлы, утолщения, утоньшения), содержит остатки растительной эпидермы (костры).

Полотно суровое (бортовка) и театральное изготавливаются из очёса и короткого волокна, выпускаются для бытового и технического применения. Они непрочны, легко деформируются. Кроме того, полотно суровое в процессе производства обрабатывается кислотой, поэтому имеет повышенную кислотность, что отрицательно сказывается на его прочности.

Неравномерные нити требуют после проклейки специальной зачистки, это нарушает крепость холста, приводит к неравномерному напряжению основы проклейки и грунта. Именно в напряжённых участках на проклейке и грунте трещины возникают раньше, чем в остальной плоскости. Таким образом, грунт свободно пропускает связующее краски на оборотную сторону холста.

По результатам наблюдения за сохранностью картин на этих холстах очевидно, что для живописи они непригодны. К сожалению, многие произведения наших художников написаны и пишутся именно на таких холстах.

Также непригодна мешковина из грубостебельных (жёстких, лубяных) волокон: джута, кенафа и отходов первичной обработки и чесания низкомерного льна и короткого волокна.

Пеньковый холст изготавливается из пряжи, волокно которой получают из стеблей конопли. Имеет серо-белый и зеленоватый оттенок. Худшим сортом считается пряжа из волокон, слабо жёлтого или коричневого цвета. Прочность пряжи равна льняной. В настоящее время пеньковые холсты для живописи не выпускаются. Применяются только для технических нужд.

Джутовый холст изготавливается из пряжи, получаемой из стеблей джута. Имеет сильный блеск, светло-жёлтый цвет. Джутовая пряжа хрупка. Её прочность несравненно ниже, чем у пряжи из льна и конопли. Для живописных целей не рекомендуется.

Хлопчатобумажный холст изготавливают из пряжи, получаемой из семян хлопчатника. Имеет кремово-белый цвет. По прочности значительно уступает льняным тканям. Очень гигроскопичен (поглощает влагу), подвержен гниению, в нём легко развивается плесень. Натянутый на подрамнике холст из хлопка через некоторое время провисает. Для живописных целей не рекомендуется.

Синтетический холст вырабатывается из пряжи, нить которой получают из полиэстера (вырабатывается из отходов нефтеперегона).

Он прочен, весьма стоек, не подвержен гниению, не имеет тенденции к расширению и сжатию в зависимости от влажности среды.

Тем не менее вопрос о применении холстов из полиэстера в качестве основы для живописи нельзя считать окончательно решённым. Этот холст не прошёл испытание временем.

Комбинированный холст наиболее распространён на рынке художественных материалов. Он вырабатывается из нитей, сочетающих растительные и химические волокна. Отечественным производством выпускаются так называемые полульняные холсты, состоящие из волокон льна и синтетических нитей.

Такие холсты отличаются более светлым тоном, так как синтетические нити основы (из полиэстера или лавсана) — белые, блестящие, а льняные нити утка — серого цвета. Импортные холсты (их большинство) выпускаются в сочетании льна с хлопком, с полиэфиром, с полиэфиром и вискозой, хлопка с полиэфиром и вискозой или только с полиэфиром.

Комбинированные холсты обладают различной эластичностью и устойчивостью. Каждый тип волокон по-разному поглощает влагу, изменяя при этом степень натяжения всей поверхности полотна на подрамнике. Неодинаковая гигроскопичность сырьевых материалов, а следовательно, неодинаковая адгезия с грунтом становится причиной быстрого разрушения красочного слоя.

Поэтому можно поставить вопрос о рациональности использования комбинированных холстов в качестве основы для живописи.

Переплетение нитей в ткани

Полотно ткётся из пряжи двумя взаимно перпендикулярными системами — основы и утка (нити основы идут по длине ткани, нити утка — поперёк). По способу группировки перекрытий нитей различают основные типы ткацких переплетений: полотняное, саржевое, атласное; другие более сложные переплетения образуются комбинированием основных.

Полотняное (гарнитуровое) переплетение представляет собой последовательно чередуемые основные и уточные нити. В ткачестве льняное плетение называется полотняным, хлопчатобумажное — миткалевым. При саржевом и атласном переплетении уточная нить проходит не под одной нитью основы, а под несколькими.

Таким образом, на ткани образуются диагональные линии саржи (рубчик). При атласной кладке получается ткань, на которой с одной стороны преобладают нити либо основы (атлас), либо утка (сатин). В тканевых основаниях для живописи используются в основном полотняное и саржевое (в настоящее время не выпускается) переплетение.

Другие переплетения — трикотажное, плетёное, кружевное, тюлевое — для живописных целей непригодны.

Фактура (зернистость) холста — один из основных компонентов построения живописно-красочного слоя произведения. Она определяется толщиной нитей ткани и делится на мелкозернистые, среднезернистые и крупнозернистые. Фактура негрунтованного холста одинакова с обеих сторон.

По способу ткачества холсты изготавливаются двумя нитями по основе и одной нитью по утку (полотно театральное), другие — одной, двумя, тремя или четырьмя нитями в обоих направлениях.

Основные требования к холстам

Холсты для живописи должны быть небелёными, плотными, с ровным плетением, с нитями однородной толщины (основы и утка), без узлов и других неровностей на поверхности ткани (обрывов, торчащих нитей остатков костры).

Они должны обладать большой прочностью и особенной стойкостью к различным воздействиям атмосферной влаги и температурным колебаниям. Отбеливание применяется в процессе производства холста для удаления примесей и нежелательной окраски, придания белого цвета и подготовки к крашению.

Наиболее широко для этого используют растворы кислот и щелочей, окислители и восстановители, что отрицательно действует на прочность холста для живописи.

Плотные ткани с частым переплетением нитей менее подвержены действию влаги, и сохранность выполненного красочного слоя несравненно выше, чем на тканях с редким переплетением.

Холст саржевого переплетения более плотный, меньше разрушается при изменениях температурно-влажностного режима, так как при набухании трение между нитями саржевого переплетения меньше, чем у полотняного.

Применение редких, неплотных холстов обычно приводит к возникновению в тканях сильного механического напряжения, вызывающего значительные изменения объёма (большей усадки) и приводящего довольно скоро к растрескиванию, а нередко и осыпанию красочного слоя.

При неравномерной толщине нитей реакция на температуру и влажность в разных местах различна. Неравномерность вызывает нарушение связи холста с грунтом и преждевременное старение произведения. Кроме того, возникают трудности при проклеивании и грунтовании холста.

Клеевая плёнка ложится неравномерно (местами проваливаясь), а нанесённый на неё грунт образует неравномерное покрытие. Эти недостатки обычно обнаруживаются при письме: «проваливается» тон из-за пожухания красочного слоя на отдельных участках (при этом первоначальный тон резко меняется). Наличие в полотнах ткацких дефектов крайне неблагоприятно влияет на зрительное восприятие картины, особенно при тонкослойном письме.

Выбор холста

Живописцы в большинстве случаев выбирают холст по внешнему виду, без учёта его свойств и особенностей, а для живописи важно проверить, нет ли на нём ткацких дефектов, неблагоприятно влияющих на проклейку и грунтовку холста и мешающих нормальному ведению живописного процесса, а также конечному результату. Также необходимо учитывать живописные задачи, размер картины и манеру письма. Для гладкой тонкослойной живописи (в зависимости от размера) лучше всего подходят мелкозернистый или среднезернистый холст. Фактурная, пастозная живопись должна иметь более толстое и крепкое основание.

Несоответствие между манерой письма и основанием приводит к преждевременному старению произведения.

Например, картина, написанная пастозно с большим наслоением красок на мелкозернистом холсте даже малого размера не сможет сдержать нагрузку и деформируется по фактуре мазков.

Картина большого размера, выполненная со значительно меньшей пастозностью и также на мелкозернистом холсте, провисает под тяжестью красок.

Гладкое письмо на крупнозернистом холсте требует излишнего наслоения грунта, что недопустимо.

На среднезернистом холсте полотняного переплетения звучание красок будет иным, чем на таком же холсте саржевого переплетения. В особенности это сильно сказывается при тонкослойной живописи.

Холсты с редким и грубым переплетением для живописного основания лучше не использовать, так как редкое плетение создаёт недостаточно прочную основу для красочного слоя (по нитям холста образуется мелкая сетка кракелюр), а грубый холст часто становится причиной ветшания картин.

Таким образом, правильно выбранный холст во многом влияет на качество живописи, свободу и лёгкость ведения живописного процесса, сказывается на сохранности полотна и произведения в целом. А умелое использование разнообразия фактур открывает перед художником неисчерпаемые возможности их применения в целях определённого фактуропостроения живописи.

Мухитдин Разанов

Статья из журнала «Художественный совет» 5(51)2006

Источник: http://www.lanchak.ru/Blog/canvas.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector